Автоперевозки без автостопа
Министр транспорта и коммуникаций Иван Щербо, выступая в Палате представителей Национального собрания Беларуси, сообщил, что Соглашение об осуществлении транспортного (автомобильного) контроля на внешней границе Таможенного союза дало положительные результаты.
Иван Щербо подчеркнул, что подписание этого документа привело к тому, что рост экспорта услуг белорусских перевозчиков в 2011 году прирос на 138%. «Сегодня автотранспорт практически придвинулся к железнодорожному по оказанию экспорта услуг. Что же касается сальдо услуг, то автомобильный транспорт – на втором месте после трубопроводного», – добавил Иван Щербо.
По убеждению министра, ратифицированное Палатой представителей Соглашение об осуществлении транспортного (автомобильного) контроля на внешней границе Таможенного союза даст возможность белорусским перевозчикам еще активнее работать на рынке не только России, но и Казахстана.
Документ был подписан 22 июня 2011 года в Москве. Соглашение призвано упростить перемещение товаров и автотранспорта по единой таможенной территории ТС. Оно устанавливает единый подход к контролю за автоперевозками на внешней границе ТС. То есть в случае с международными автоперевозками весогабаритный контроль будет осуществляться только на внешних границах «тройки».
Переговоры о дальнейшей либерализации рынка автоперевозок в ЕЭП продолжаются. «Пока мы не решили вопрос о перевозке грузов автотранспортом в/из третьих стран», – пояснил Иван Щербо. Каждый из участников Таможенного союза защищает свою экономику и свой рынок, ограничивая и квотируя такие перевозки.
Минтранс Беларуси подготовил проект соглашения о либерализации рынка автотранспортных услуг, переходе к безразрешительной системе по автоперевозкам, однако согласование этого документа проходит достаточно тяжело. «Проект соглашения в целом подготовлен, но пока остается открытой одна статья. Казахстан и Россия согласны на безразрешительную систему только в рамках Таможенного союза, остается вопрос по третьим странам», – сказал Иван Щербо. Российская и казахстанская стороны предлагают вывести третьи страны за пределы соглашения, настаивая на возможности функционирования безразрешительной системы только на пространстве Таможенного союза. Белорусская сторона, по словам Ивана Щербо, рассчитывает на трехстороннюю встречу и скорейшее решение этих вопросов.