Наши больные получат шанс
Недавно союзная программа «Детская онкология и гематология» была согласована на уровне министерств здравоохранения Беларуси и России. Теперь осталось лишь дождаться резолюции Совета Министров Союзного государства – и совместному проекту будет дан старт.
Более 20 лет успешно функционирует мировой банк данных о потенциальных донорах стволовых клеток и костного мозга. Но туда не входит информация о жителях Беларуси и России. В мире непрерывно растет число людей, готовых в случае необходимости стать донорами стволовых клеток, и поэтому растет число трансплантаций. Соответственно увеличивается и количество людей, фактически переживших второе рождение.
– В Беларуси и России есть 15-летний опыт успешного проведения трансплантаций, в том числе и детям, но, не имея Национальных регистров потенциальных доноров, мы не обеспечиваем сегодня этим видом медицинской помощи всех нуждающихся, – сетует заместитель директора белорусского РНПЦ детской онкологии, гематологии и иммунологии Анна Зборовская.
Сегодня можно с уверенностью сказать, что дальнейший прогресс в лечении онкологических, многих гематологических и ряда наследственных заболеваний сдерживается из-за отсутствия союзной сети регистров типированных доноров и ее интеграции в мировой банк данных.
В 2010 году Министерство здравоохранения Беларуси выступило инициатором разработки концепции программы «Детская онкология и гематология», нацеленной на внедрение высокозатратных медицинских технологий через создание Национальных регистров доноров стволовых клеток в Беларуси и России.
Спонтанно в разных регионах двух наших стран уже начинают создаваться прототипы регистров, но, не имея единой четкой правовой базы, они не могут решить существующие проблемы в масштабах всего Союзного государства.
– Поиск донора в мировом банке, а также заготовка и транспортировка донорских клеток осуществляются на платной основе, – уточняет Анна Зборовская. – При этом один только поиск в настоящее время стоит от 15 тысяч до 20 тысяч евро. Исходя из этих цифр, а также зная реальную потребность в количестве трансплантаций – а это от 50 до 200 на 1 миллион населения в год, – можно подсчитать экономический эффект, который даст реализация предлагаемой союзной программы.
Детская онкология и гематология является уникальной областью, где внедрение передовых медицинских технологий в Беларуси и России было начато в 90-х годах и позволило достичь результатов мирового уровня. В настоящее время выполняется 6 совместных протоколов, из них самые крупные – протокол лечения острого лимфобластного лейкоза, где участвуют 47 российских центров и 3 белорусских, острого промиелоцитарного лейкоза – 22 российских центра и 1 белорусский и т.д. Благодаря совместным усилиям наших медиков показатель долгосрочной выживаемости детей, страдающих острым лимфобластным лейкозом, увеличился с 10-12% до уровня выше 80%, что сопоставимо с данными ведущих мировых центров. То есть сегодня детские онкологические учреждения Беларуси и России полностью готовы к созданию национальных регистров доноров.
– Перед нами стоит множество разноплановых задач, – отмечает Анна Зборовская. – Мы создадим нормативно-методическую базу ведения регистров, оснастим лаборатории специализированным оборудованием, разработаем унифицированное программное обеспечение союзной сети регистров доноров, осуществим молекулярное типирование не менее 5 тысяч образцов крови доноров в Беларуси и России и разместим информацию о них в национальных регистрах РБ и РФ. Предстоит также провести немало семинаров и конференций по обучению коллег, обмену опытом работы, а также по внедрению системы контроля качества. И все это в рамках одной союзной программы.