САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Точка зрения

Алексей АВТОНОМОВ, член Комиссии по подготовке проекта Конституционного Акта Союзного государства Беларуси и России, главный научный сотрудник Института государства и права РАН, директор Центра сравнительного права ВШЭ, председатель Комитета ООН по ликвидации расовой дискриминации,  главный редактор журнала «Государство и право», доктор юридических наук:
– Считаю, что потенциал Союзного государства еще пока, к сожалению, полностью не раскрыт. Об этом свидетельствует тот факт, что даже в условиях институциональной недостроенности Союзного государства экономические отношения России и Беларуси постоянно развиваются. Мировой кризис, начавшийся в 2008 году, больно ударил по экономике в целом, что не могло не отразиться на экономическом сотрудничестве Беларуси и России, но и после спада 2009 года это сотрудничество стало возрастать. В то же время реализуются программы Союзного государства, что благоприятно отражается на состоянии экономики России и Беларуси.

Алексей АВТОНОМОВ, член Комиссии по подготовке проекта Конституционного Акта Союзного государства Беларуси и России, главный научный сотрудник Института государства и права РАН, директор Центра сравнительного права ВШЭ, председатель Комитета ООН по ликвидации расовой дискриминации,  главный редактор журнала «Государство и право», доктор юридических наук:
– Считаю, что потенциал Союзного государства еще пока, к сожалению, полностью не раскрыт. Об этом свидетельствует тот факт, что даже в условиях институциональной недостроенности Союзного государства экономические отношения России и Беларуси постоянно развиваются. Мировой кризис, начавшийся в 2008 году, больно ударил по экономике в целом, что не могло не отразиться на экономическом сотрудничестве Беларуси и России, но и после спада 2009 года это сотрудничество стало возрастать. В то же время реализуются программы Союзного государства, что благоприятно отражается на состоянии экономики России и Беларуси.
Если говорить о статусе Союзного государства в новом интеграционном процессе, то, как показывает опыт, создание Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России, а затем формирование Единого экономического пространства и Евразийского экономического союза отнюдь не снизили насущности дальнейшего развития Союзного государства Беларуси и России. Вместе с тем Таможенный союз и Единое экономическое пространство – это новые экономические и геополитические реалии, которые не могут не оказывать влияния и на жизнь Союзного государства. При этом некоторые из предметов ведения, переданных и Союзному государству, и Таможенному союзу, а затем – Единому экономическому пространству, совпадают. К таким предметам ведения относятся, в частности, обеспечение свободного перемещения людей, товаров, капиталов, создание равных условий деятельности для хозяйствующих субъектов, проведение единой таможенной политики и прочее. Таким образом, органы Союзного государства и органы Таможенного союза и Единого экономического пространства наделяются, согласно соответствующим учредительным договорам, полномочиями по решению одних и тех же, причем весьма важных, вопросов. Конечно, никакой соподчиненности органов Союзного государства и органов Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также иерархии между их актами не существует, да и не может существовать. Получается, что на территории России и Беларуси могут одновременно действовать нормы, регулирующие упомянутые выше и некоторые другие вопросы, принятые в рамках Союзного государства, Таможенного союза и Единого экономического пространства, имеющие одинаковую юридическую силу, но при этом необязательно одинаковое и даже, возможно, противоречащее друг другу содержание. В результате этого единообразия регулирования ряда вопросов достичь не удастся, и неясно, какими нормами должны руководствоваться органы и граждане Беларуси и России. Какой же из этого может быть выход? Как известно, Союзное государство, в соответствии с Договором о его создании, вправе заключать международные договоры по предметам его ведения, то есть по упомянутым выше и некоторым другим вопросам. Следовательно, Союзное государство может присоединиться к договорам о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, соглашениям, принятым в развитие этих договоров. Благодаря присоединению к таким договорам и соглашениям Союзное государство возьмет на себя обязательства по их реализации, а это означает, что акты, принятые органами Союзного государства, должны соответствовать этим договорам и соглашениям.
По поводу незадействованных ресурсов Союзного государства можно сказать следующее: надо, на мой взгляд, достроить его институционально, для чего необходимо принять и впоследствии реализовать Конституционный Акт или хотя бы исполнить в полной мере все положения Договора о создании Союзного государства.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Александр Лукашенко прибыл с официальным визитом в Пакистан
  2. Владимир Путин: Введение российских онковакцин будет прорывом
  3. Владимир Путин и Вероника Скворцова обсудили помощь мобильных медицинских отрядов в СВО
  4. Военкор Коц: Российские войска ликвидировали до 600 солдат ВСУ в Ольговском лесу
  5. Беларусь и Пакистан подготовили дорожную карту всестороннего сотрудничества до 2027 года
  6. Родион Мирошник: ВСУ устроили кровавую баню в Селидово, желая повторить Бучу
  7. Владимир Путин подчеркнул важность проекта «Без срока давности» для сохранения исторической памяти
  8. Аналитик не исключил, что ЕС отправит отдельные воинские контингенты на Украину
  9. Песков: В Европе нет единства мнений об отправке войск на Украину
  10. РФ и Беларусь продлевают соглашение о сотрудничестве в нефтяной отрасли
  11. Власти Киева рекомендуют жителям не выходить на улицу из-за ухудшения состояния воздуха
  12. Часть россиян покинула аэропорт Антальи, где загорелся самолет Superjet
  13. Руководители авиастроительных компаний «Яковлев» и «Туполев» покидают свои посты
  14. Александр Лукашенко направился с официальным визитом в Пакистан
  15. В Беларуси установят самую большую в Европе новогоднюю ёлку

Парламентское Собрание

Депутаты активно расчищают дорогу на пути российско-белорусского сотрудничества

История Парламентского Собрания насчитывает больше четверти века. Внушительный срок для любой международной структуры.

Политика

Александр Лукашенко - тем, кто думает уехать: там будете второсортными людьми

Чужой хлеб всегда горек - эту истину познали многие, кто погнался за лучшей жизнью в другие страны. Зачем? Сейчас много возможностей реализовать себя на Родине

МНЕНИЯ

Хватит засорять язык!

Олег Зинченко

Почему у нас такая тяга к иностранным словам?

Сожгли шалаш Ленина. Хотят поджечь страну?

Михаил Васильев

Поступать с историческими памятниками как на Украине – желать России такой же судьбы

Зачем Абхазии валюта Союзного государства?

Анатолий Заусайлов

Местная оппозиция предлагает сделать республику полигоном для ее тестирования

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также