Лидирующие позиции
Комитет Совета Федерации по международным делам рассмотрел вопрос о деятельности Союзного государства России и Беларуси в рамках функционирования Таможенного союза и Единого экономического пространства. На заседание был приглашен Государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота. Открыл заседание председатель комитета Михаил Маргелов.
Интеграционные процессы для Совета Федерации приобретают с каждым днем все более важное значение, заявил Михаил Маргелов. При Совете Федерации создается Интеграционный клуб, и теперь «мы будем планомерно идти по сегментам интеграционного процесса, начиная с самого близкого и родного, что у нас есть, – Союзного государства Беларуси и России», подчеркнул сенатор.
О высокой степени единения двух братских народов, о значении Союзного государства для развития интеграции на постсоветском пространстве членам комитета рассказал Государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота.
Первое Соглашение о зоне свободной торговли между Россией и Беларусью на двусторонней основе, напомнил он, было подписано в 1992 году – вскоре после распада СССР.
Потом такие соглашения подписывались уже в рамках ЕврАзЭС и, наконец, недавно в Содружестве Независимых Государств подписано соглашение по вопросам создания таможенной территории.
Первое соглашение о Таможенном союзе было подписано в 1995 году на двусторонней основе – между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, через две недели к ним присоединился Казахстан. Но только сейчас, спустя много лет, заявлено об успешном создании Таможенного союза трех государств. Сейчас эта таможенная территория формируется со всеми необходимыми атрибутами и институтами. Тарифное регулирование будет происходить суверенно, силами Евразийской экономической комиссии. Задача – создать Евразийский экономический союз.
Что касается Единого экономического пространства, то сегодня, уточнил Григорий Рапота, «на этом поле идет согласование бюджетов, технических регламентов деятельности во всех областях, затрагивающих экономику. Заключительным этапом может стать финансовый союз, создание единой валюты, «но этот вопрос пока не стоит – ни в «двойке», ни в «тройке», но изучение этого вопроса идет постоянно», заключил Григорий Рапота.
Несомненным успехом интеграционного развития Союзного государства он считает сотрудничество Беларуси и России в военной области: в кризисный период, например, региональная группировка войск перейдет под единое командование. Сегодня проводятся все необходимые для поддержания ее боеспособности мероприятия, военно-тактические учения, маневры, развивается транспортная инфраструктура, системы управления и так далее. Это «очевидный прогресс, которого нет пока ни в одной из интеграционных структур», уточнил Григорий Рапота.
Успешно сотрудничают два государства и в социальной сфере. Между Россией и Беларусью отсутствуют границы, следовательно, отсутствует и пограничный контроль. Граждане могут свободно передвигаться по территории обеих стран и иметь равные права при поступлении на работу, в высшие учебные заведения, на медицинские услуги и пенсионное обеспечение. Эти достижения могут свидетельствовать о том, что в интеграционных устремлениях Союзное государство продвинулось достаточно далеко.
Перейдя к экономической сфере, Госсекретарь пояснил, что таможенные функции Союзного государства – все регулирующие компоненты – уже перешли в Евразийскую экономическую комиссию. Правоприменительная практика в рамках Союзного государства отработана тщательнее и является более продвинутой по сравнению с тем, что есть в «тройке». Например, только в «двойке» есть Единая информационная система таможенных служб, с помощью которой за 20 минут можно передать информацию о транзитном товаре, пересекающем внешнюю таможенную границу, российским или белорусским таможенникам. Как отметил Григорий Рапота, «это правоприменительная практика, которой еще нет в отношениях России и Казахстана, но наработанный опыт может автоматически переноситься в «тройку» и, если будет развиваться Таможенный союз, в более широкий круг стран».
Следующий элемент Союзного государства, отсутствующий в других интеграционных объединениях, – собственный бюджет, большая часть которого идет на развитие двусторонних программ, которые в основном сосредоточены на сфере высоких технологий. Такой подход дает возможность получить некий новый продукт, это тоже является уникальным опытом для интеграционных объединений.
Подводя итоги, Госсекретарь подчеркнул, что Союзное государство может рассматриваться как пилотный проект для использования в объединительных процессах более широкого круга стран на постсоветском пространстве.
В прениях по докладу выступили представитель Торгово-промышленной палаты России Борис Пастухов, помощник Председателя СФ Валерий Лощинин, члены Совета Федерации Леонид Тягачев, Валерий Шнякин, Асламбек Аслаханов, Владимир Джабаров.
Наталья ДОЛГУШИНА