САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Союзное государство

Социальная сфера – зона особого внимания

В прошлом году Высший Государственный Совет принял новую Концепцию социального развития Союзного государства на 2011-2015 годы. О том, как обеспечиваются равные права белорусских и российских граждан в Союзном государстве, над какими проблемами сегодня работают члены Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, и о новых подходах, заложенных в Концепцию социального развития,  корреспондент «СВ» беседует с заместителем председателя Комиссии по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, председателем Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Беларуси по образованию, науке, культуре и социальному развитию, доктором экономических наук Антониной МОРОВОЙ.

В прошлом году Высший Государственный Совет принял новую Концепцию социального развития Союзного государства на 2011-2015 годы. О том, как обеспечиваются равные права белорусских и российских граждан в Союзном государстве, над какими проблемами сегодня работают члены Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, и о новых подходах, заложенных в Концепцию социального развития,  корреспондент «СВ» беседует с заместителем председателя Комиссии по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, председателем Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Беларуси по образованию, науке, культуре и социальному развитию, доктором экономических наук Антониной МОРОВОЙ.

– Вы возглавляли научно-методический совет и были членом рабочей группы по разработке Концепции социального развития Союзного государства. Чем она отличается от прежнего документа?
– Первая Концепция социального развития Союзного государства была разработана в 2003 году, действовала она до 2007 года. Затем сроки ее реализации продлили до 2010 года. Новая Концепция социального развития Союзного государства будет работать до 2015 года. И если первая Концепция исходила из отраслевого принципа, в ней прописывалось, что нужно сделать в образовании, в здравоохранении, в культуре и так далее, то в новой Концепции мы взяли за основу отдельные сферы – социально-трудовую, миграционную, демографическую, экологическую, социальной защиты. При этом, конечно, сохраняя преемственность, мы исходили из того, что глобальные вопросы решены – гражданам России и Беларуси сегодня для поездок не нужны визы или особые паспорта, не нужны миграционные карты, они могут без проблем трудоустроиться. Реализован принцип свободного движения рабочей силы и капитала. Граница открыта, таможенный и пограничный контроль отсутствует, нет никаких препятствий для передвижения людей. Но национальное законодательство и в Беларуси, и в России постоянно совершенствуется, и некоторые механизмы на уровне конкретных сфер уже в полной мере не срабатывают, их нужно корректировать.
– Речь идет о механизмах обеспечения равных прав граждан наших стран?
– Именно об этом. Наша Комиссия Парламентского Собрания Союза Беларуси и России постоянно анализирует, насколько обеспечены равные права граждан, насколько они могут быть реализованы.
В 1998 году был принят Договор о равенстве прав граждан – прежде всего на социальное обеспечение, медицинскую помощь и доступ к услугам лечебно-оздоровительных учреждений. Договор носил рамочный характер, и механизмов его реализации не было, поэтому в 2006 году в развитие этого документа были подписаны 4 соглашения. В то время я возглавляла Министерство труда и социальной защиты Беларуси, ко мне приходили многие белорусские граждане, которые уехали в Россию, и говорили, что их права нарушены. Стали разбираться – оказалось, люди, переехав в Россию, не получали пенсию по 4-5 лет. Они идут в службы социальной защиты, а там говорят, что пенсию им должна платить Беларусь. А по нашему законодательству, если человек уезжал в другую страну, он получал пенсию на полгода вперед – на том выплаты и прекращаются. А по законам России, такие переселенцы рассматривались как иностранные граждане, и пока они не узаконят свое пребывание в стране и не получат прописку, никакие выплаты им не положены. Замкнутый круг.

– А почему так получается?
– У нас граждане, переехавшие в Беларусь из другой страны, первоначально имеют статус временно проживающих, затем получают вид на жительство, а потом – гражданство. А в России есть еще одна категория: иностранные граждане, временно пребывающие на территории страны. И все проблемы возникают, как правило, у тех, кто имеет статус временно пребывающего. Для того чтобы получить вид на жительство в России, может уйти год, а то и больше. В Беларуси эта процедура попроще, в России – сложнее. И получается, что временно пребывающие в России социально не защищены. Им не обеспечивается ни бесплатная медицинская помощь, ни пенсионные выплаты, ни оплата больничных листов и т.д. В частности, оказались незащищенными пенсионные права даже у белорусов – работников аппарата Представительства Парламентского Собрания Союза Беларуси и России. Чтобы хоть частично урегулировать данные проблемы, в федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды» от 3 декабря 2011 года были внесены изменения и дополнения. В результате с 1 января 2012 года на граждан Беларуси, временно прибывающих на работу в Россию и заключивших трудовой договор на срок не менее шести месяцев, распространяется обязательное пенсионное страхование. Это хорошее решение.
– Какие проблемы есть в других сферах?
– На прошлой неделе присутствовала на коллегии Министерства образования и обратила внимание, что у нас мало российских студентов. В России учатся 20 тысяч наших студентов, а в Беларуси  – всего 2 тысячи россиян. Хотя, казалось бы, есть Союзное государство, и молодежь из Брянской, Смоленской или Псковской областей могли бы поступать в белорусские вузы, они ведь рядом. Тем более что стоимость получения высшего образования у нас ниже. Но больше всего у нас студентов не из России, а из Туркмении и Китая. Почему так? Оказалось, что российская система Единого государственного экзамена по времени не коррелируется с белорусским Централизованным тестированием. Наше тестирование начинается раньше, чем в России заканчивается ЕГЭ, поэтому россияне к нам не едут. Или другая проблема. В Беларуси молодой человек, который получает высшее образование, может стать магистром. А в России есть еще и степень бакалавра. И если к нам приезжает такой российский специалист, допустим, поступать в аспирантуру, возникает еще одна нестыковка.
– Получается, что парламентарии Союзного государства вышли на то, что нужно отслеживать и совершенствовать законодательство на уровне отдельных административных и гражданских процедур?
– Именно так, на уровне статей законов, которые касаются конкретного человека. Проблемная ситуация, например, сложилась с трудовыми книжками. В России они образца 1939, 1974 и 2004 годов, а в Беларуси – 1939, 1974 и 1995 годов. Вопрос о трудовых книжках 1995 и 2004 годов пока не урегулирован. Если с белорусами, работающими в России, например строителями, которые имеют статус временно пребывающих, не дай бог, что-то случится, они могут не получить ни пенсии по потере кормильца, ни выплат по инвалидности. Разные подходы существуют в наших странах по получению статуса безработного и назначения пособия по безработице.
Похожая ситуация для временно пребывающих на территории России по медицинским страховкам. В Беларуси – медицина бесплатная, а в России при обращении в медицинские учреждения обязательно наличие медицинской страховки. Мы договорились, что экстренная медицинская помощь для белорусов в России будет бесплатной, но до конца вопрос так и не решен. Не обеспечена бесплатная медицинская помощь для временно пребывающих и неработающих граждан, включая студентов, аспирантов, пенсионеров, за исключением медицинской помощи в случае возникновения социально опасных болезней.
– Получается, что по позициям, о которых мы говорили, белорусы относятся к иностранным гражданам и в полной мере не защищены в социальном плане?
– Да, это так, причем по вполне объективным причинам. В обеспечении равенства прав сделано немало, наработан колоссальный опыт, который должен лечь в основу, как мне кажется, разработки социальных законов ЕЭП. И пристальное внимание, безусловно, нужно уделять социальной сфере. Понятно, что экономика первична, она идет впереди, и законодательство в этой сфере объективно развивается быстрее, и средств на развитие экономических программ нужно больше. Если взять союзный бюджет, то около 80 процентов денег идет на реализацию экономических программ, а 20 процентов – на социальную политику, развитие культуры, образования, медицины. Но ведь в конечном итоге смысл интеграции в том, чтобы рос уровень благосостояния, улучшалось качество жизни граждан. Об этом неоднократно говорили наши президенты, над этим работают парламентарии, которые первыми сталкиваются с такими проблемами, поскольку именно к нам обращаются граждане по тем или иным проблемам, возникающим в реальной жизни. А наша задача – их осмыслить и предложить пути решения.  

Беседовал
Герман МОСКАЛЕНКО
Фото Александра ШАБЛЮКА

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Лавров назвал обучение ВСУ во Франции прямым участием в боевых действиях
  2. Шесть стран Европы обвинили РФ в якобы атаках на архитектуру безопасности
  3. Сергей Лавров: Россия согласна с пунктом декларации G20 по Украине
  4. Лавров заявил после ударов по Брянской области ATACMS, что Запад хочет эскалации
  5. Белорусские технологии строительства жилья будут использовать в Смоленске
  6. Литва остановила пропуск грузового транспорта на границе с Беларусью
  7. Великобритания выделит 9,5 миллиона долларов на снабжение Украины дронами
  8. Участников СВО освободят от взыскания исполнительского сбора с 1 декабря
  9. Вячеслав Володин: Мы обязаны сделать всё, чтобы память о героях нашей страны жила
  10. Вячеслав Володин: Обеспечение детей-сирот жильем должно быть приоритетом для регионов
  11. Вячеслав Володин поздравил преподавателей высшей школы с профессиональным праздником
  12. Владимир Путин встретился в Кремле с Алексеем Нечаевым
  13. МО РФ: ВСУ ночью нанесли удар 6 ракетами ATACMS по объекту в Брянской области
  14. Александр Лукашенко определил функции и порядок взаимодействия Всебелорусского народного собрания с другими органами власти
  15. Концерн «Калашников» завершает испытания нового барражирующего боеприпаса для российской армии

Парламентское Собрание

Отвечаем на новые провокации, санкции, политические ультиматумы проектом концепции безопасности Союзного государства

Международная обстановка, конфликты у границ, агрессия и милитаризация соседей вынуждают Беларусь и Россию действовать сообща.

Политика

Леонид Слуцкий: «Россия должна стать страной больших семей»

И это не фантастика, а - достижимая реальность.

МНЕНИЯ

Джоны — рваные препоны

Олег Зинченко

Байден разрешил Зеленскому весь мир утащить в могилу

Будет ли перевес на стороне противника?

Павел Родионов: Вопрос ребром

Для нас дальнобойные западные ракеты - дело привычное. ВСУ их давно использует в Крыму, Луганске, Мариуполе. ATACMS, которые решился отдать Байден, могут бить на триста километров.

Удар, который в Киеве заслужили

Михаил Васильев

Атакам по украинской инфраструктуре можно было положить конец еще в августе

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также