САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Союзное государство

Социальная сфера – зона особого внимания

В прошлом году Высший Государственный Совет принял новую Концепцию социального развития Союзного государства на 2011-2015 годы. О том, как обеспечиваются равные права белорусских и российских граждан в Союзном государстве, над какими проблемами сегодня работают члены Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, и о новых подходах, заложенных в Концепцию социального развития,  корреспондент «СВ» беседует с заместителем председателя Комиссии по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, председателем Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Беларуси по образованию, науке, культуре и социальному развитию, доктором экономических наук Антониной МОРОВОЙ.

В прошлом году Высший Государственный Совет принял новую Концепцию социального развития Союзного государства на 2011-2015 годы. О том, как обеспечиваются равные права белорусских и российских граждан в Союзном государстве, над какими проблемами сегодня работают члены Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, и о новых подходах, заложенных в Концепцию социального развития,  корреспондент «СВ» беседует с заместителем председателя Комиссии по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, председателем Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Беларуси по образованию, науке, культуре и социальному развитию, доктором экономических наук Антониной МОРОВОЙ.

– Вы возглавляли научно-методический совет и были членом рабочей группы по разработке Концепции социального развития Союзного государства. Чем она отличается от прежнего документа?
– Первая Концепция социального развития Союзного государства была разработана в 2003 году, действовала она до 2007 года. Затем сроки ее реализации продлили до 2010 года. Новая Концепция социального развития Союзного государства будет работать до 2015 года. И если первая Концепция исходила из отраслевого принципа, в ней прописывалось, что нужно сделать в образовании, в здравоохранении, в культуре и так далее, то в новой Концепции мы взяли за основу отдельные сферы – социально-трудовую, миграционную, демографическую, экологическую, социальной защиты. При этом, конечно, сохраняя преемственность, мы исходили из того, что глобальные вопросы решены – гражданам России и Беларуси сегодня для поездок не нужны визы или особые паспорта, не нужны миграционные карты, они могут без проблем трудоустроиться. Реализован принцип свободного движения рабочей силы и капитала. Граница открыта, таможенный и пограничный контроль отсутствует, нет никаких препятствий для передвижения людей. Но национальное законодательство и в Беларуси, и в России постоянно совершенствуется, и некоторые механизмы на уровне конкретных сфер уже в полной мере не срабатывают, их нужно корректировать.
– Речь идет о механизмах обеспечения равных прав граждан наших стран?
– Именно об этом. Наша Комиссия Парламентского Собрания Союза Беларуси и России постоянно анализирует, насколько обеспечены равные права граждан, насколько они могут быть реализованы.
В 1998 году был принят Договор о равенстве прав граждан – прежде всего на социальное обеспечение, медицинскую помощь и доступ к услугам лечебно-оздоровительных учреждений. Договор носил рамочный характер, и механизмов его реализации не было, поэтому в 2006 году в развитие этого документа были подписаны 4 соглашения. В то время я возглавляла Министерство труда и социальной защиты Беларуси, ко мне приходили многие белорусские граждане, которые уехали в Россию, и говорили, что их права нарушены. Стали разбираться – оказалось, люди, переехав в Россию, не получали пенсию по 4-5 лет. Они идут в службы социальной защиты, а там говорят, что пенсию им должна платить Беларусь. А по нашему законодательству, если человек уезжал в другую страну, он получал пенсию на полгода вперед – на том выплаты и прекращаются. А по законам России, такие переселенцы рассматривались как иностранные граждане, и пока они не узаконят свое пребывание в стране и не получат прописку, никакие выплаты им не положены. Замкнутый круг.

– А почему так получается?
– У нас граждане, переехавшие в Беларусь из другой страны, первоначально имеют статус временно проживающих, затем получают вид на жительство, а потом – гражданство. А в России есть еще одна категория: иностранные граждане, временно пребывающие на территории страны. И все проблемы возникают, как правило, у тех, кто имеет статус временно пребывающего. Для того чтобы получить вид на жительство в России, может уйти год, а то и больше. В Беларуси эта процедура попроще, в России – сложнее. И получается, что временно пребывающие в России социально не защищены. Им не обеспечивается ни бесплатная медицинская помощь, ни пенсионные выплаты, ни оплата больничных листов и т.д. В частности, оказались незащищенными пенсионные права даже у белорусов – работников аппарата Представительства Парламентского Собрания Союза Беларуси и России. Чтобы хоть частично урегулировать данные проблемы, в федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды» от 3 декабря 2011 года были внесены изменения и дополнения. В результате с 1 января 2012 года на граждан Беларуси, временно прибывающих на работу в Россию и заключивших трудовой договор на срок не менее шести месяцев, распространяется обязательное пенсионное страхование. Это хорошее решение.
– Какие проблемы есть в других сферах?
– На прошлой неделе присутствовала на коллегии Министерства образования и обратила внимание, что у нас мало российских студентов. В России учатся 20 тысяч наших студентов, а в Беларуси  – всего 2 тысячи россиян. Хотя, казалось бы, есть Союзное государство, и молодежь из Брянской, Смоленской или Псковской областей могли бы поступать в белорусские вузы, они ведь рядом. Тем более что стоимость получения высшего образования у нас ниже. Но больше всего у нас студентов не из России, а из Туркмении и Китая. Почему так? Оказалось, что российская система Единого государственного экзамена по времени не коррелируется с белорусским Централизованным тестированием. Наше тестирование начинается раньше, чем в России заканчивается ЕГЭ, поэтому россияне к нам не едут. Или другая проблема. В Беларуси молодой человек, который получает высшее образование, может стать магистром. А в России есть еще и степень бакалавра. И если к нам приезжает такой российский специалист, допустим, поступать в аспирантуру, возникает еще одна нестыковка.
– Получается, что парламентарии Союзного государства вышли на то, что нужно отслеживать и совершенствовать законодательство на уровне отдельных административных и гражданских процедур?
– Именно так, на уровне статей законов, которые касаются конкретного человека. Проблемная ситуация, например, сложилась с трудовыми книжками. В России они образца 1939, 1974 и 2004 годов, а в Беларуси – 1939, 1974 и 1995 годов. Вопрос о трудовых книжках 1995 и 2004 годов пока не урегулирован. Если с белорусами, работающими в России, например строителями, которые имеют статус временно пребывающих, не дай бог, что-то случится, они могут не получить ни пенсии по потере кормильца, ни выплат по инвалидности. Разные подходы существуют в наших странах по получению статуса безработного и назначения пособия по безработице.
Похожая ситуация для временно пребывающих на территории России по медицинским страховкам. В Беларуси – медицина бесплатная, а в России при обращении в медицинские учреждения обязательно наличие медицинской страховки. Мы договорились, что экстренная медицинская помощь для белорусов в России будет бесплатной, но до конца вопрос так и не решен. Не обеспечена бесплатная медицинская помощь для временно пребывающих и неработающих граждан, включая студентов, аспирантов, пенсионеров, за исключением медицинской помощи в случае возникновения социально опасных болезней.
– Получается, что по позициям, о которых мы говорили, белорусы относятся к иностранным гражданам и в полной мере не защищены в социальном плане?
– Да, это так, причем по вполне объективным причинам. В обеспечении равенства прав сделано немало, наработан колоссальный опыт, который должен лечь в основу, как мне кажется, разработки социальных законов ЕЭП. И пристальное внимание, безусловно, нужно уделять социальной сфере. Понятно, что экономика первична, она идет впереди, и законодательство в этой сфере объективно развивается быстрее, и средств на развитие экономических программ нужно больше. Если взять союзный бюджет, то около 80 процентов денег идет на реализацию экономических программ, а 20 процентов – на социальную политику, развитие культуры, образования, медицины. Но ведь в конечном итоге смысл интеграции в том, чтобы рос уровень благосостояния, улучшалось качество жизни граждан. Об этом неоднократно говорили наши президенты, над этим работают парламентарии, которые первыми сталкиваются с такими проблемами, поскольку именно к нам обращаются граждане по тем или иным проблемам, возникающим в реальной жизни. А наша задача – их осмыслить и предложить пути решения.  

Беседовал
Герман МОСКАЛЕНКО
Фото Александра ШАБЛЮКА

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Александр Лукашенко направил соболезнования Президенту Филиппин
  2. Следственный комитет заведет дело после гибели российских бойцов в Курской области
  3. Александр Лукашенко выразил соболезнования Президенту Сербии Александру Вучичу
  4. Александр Лукашенко заявил, что белорусы живут в раю по сравнению с тем, как живет мир
  5. Пётр Павел разрешил 60 гражданам Чехии вступить в ряды ВСУ
  6. Александр Лукашенко: Запад ищет поводы задушить Минск и Москву
  7. Вячеслав Володин выразил соболезнования в связи с трагедией на вокзале в Нови-Саде
  8. Владимир Путин выразил соболезнования Александру Вучичу в связи с гибелью людей в Нови-Саде
  9. Российские войска освободили Кураховку в ДНР и Першотравневое в Харьковской области
  10. Минпросвещения РФ предложило разрешить дистанционное обучение в автошколах
  11. Владимир Путин обсудил с Совбезом вопросы информационной безопасности
  12. Депутат Рады Дубинский: Зеленский не может даже стабилизировать фронт
  13. Александр Лукашенко: Страна пахнет медом, сегодня рапс стал вторым золотом
  14. Сергей Лавров: руководство Украины нельзя назвать разумными людьми
  15. Александр Лукашенко встретится с аграриями Гродненской области

Парламентское Собрание

Парламентарии убеждены, что на социальные мероприятия нельзя жалеть денег, ведь они – лицо Союзного государства

Парламентское собрание РФ и Беларуси решает социальные вопросы Автор Максим Чижиков

Политика

До дня голосования за Президента Беларуси осталось менее трех месяцев

Ключевое политическое событие для РБ и Союзного государства состоится 26 января 2025 года.

МНЕНИЯ

России надо брать пример с Израиля

Михаил Васильев

Но не в том, как убивать мирных жителей, а в том, как бороться с внутренними врагами


План «Перемога» как собаке пятая нога

Павел Родионов

Западная пресса разоблачает планы Зеленского


Двое против всех, не считая Молдовы

Валерий Чумаков

В ООН в 32 раз призвали США прекратить экономическую блокаду Кубы. Результаты голосования по этому вопросу даже комментировать смешно


ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также