Партнерство плюс конкуренция
В рамках Единого экономического пространства и Таможенного союза идет работа по привлечению инвестиций в транспортно-логистическую инфраструктуру. Одним из первых крупных совместных проектов стала российско-белорусская компания «ЦоллБел». Ее презентация прошла на прошлой неделе в Подмосковье.
– Это тот самый случай, который дает возможность реально ощутить преимущества ЕЭП для бизнесменов. Под Минском и под Москвой создаются два идентичных транспортно-логистических центра со складами временного хранения международного уровня и едиными информационными технологиями. И участники внешнеэкономической деятельности будут выбирать, где им удобнее произвести процедуру растаможивания товаров, – отметил на мероприятии Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси в России Андрей Кобяков.
Проект совместно осуществляют белорусское предприятие «Белинтертранс» и российская компания «Цоллру».
Гендиректор группы компаний «Цоллру» Александр Малютин показал белорусам складские терминалы – одни из самых больших в Европе. В просторных помещениях автопогрузчики, будто муравьи, ловко сновали между стеллажами, легко подхватывая тяжелые платформы с товаром.
Несмотря на пятнадцатиградусный мороз на улице, в складах было тепло – работники терминала на условия не жаловались. Вместе с ними трудятся и таможенники. Получив документацию о товаре от бизнесменов, они изучают каждую партию и выносят свой вердикт о допуске продукции на союзный рынок. Такой тандем таможни и логистики выгоден всем – и прежде всего рядовым потребителям. Ведь чем меньше проблем у поставщиков, тем меньше в итоге накруток на цену товара в магазине.
Далее участники презентации направились на третий этаж комплекса, где расположен Каширский таможенный пост. Объемы деятельности поста – колоссальные, однако очередей нет. Секрет оказался прост.
– Несколько лет назад стартовала технология электронного представления сведений, – рассказала гостям начальник Каширского таможенного поста Галина Леонтьева. – Сейчас эта система развилась уже до электронного представления сведений в сети Интернет. Раньше предприниматели возили нам документы сумками. А теперь присылают их, не выходя из офиса. У нас был с визитом генсек Всемирной таможенной организации Кунио Микурия и удивился темпам нашего развития.
Этот пост интересен прежде всего тем, что в нем есть отдел внедрения инноваций. То есть кроме чисто коммерческой деятельности здесь занимаются тестированием и опытной эксплуатацией передовых систем. Для этого даже учредили IT-компанию «ИнтелСервис-М».
– Таможня по внедрению новых технологий уже обошла многие ведомства. Об этом недавно глава ФТС России докладывал руководству страны, – напомнил директор «ИнтелСервис-М» Владимир Пирог.
По его словам, сегодня необходимо обеспечить электронный документооборот между всеми учреждениями и организациями, вовлеченными в процесс таможенного оформления. Иначе нельзя добиться стопроцентного декларирования товаров в электронном виде – какой-нибудь документ да потребуется на бумажном носителе.
– В Беларуси также активно внедряется электронное декларирование, и мы с Россией в этом плане находимся на достойном уровне, – сказал Андрей Кобяков. – Очень важно россиянам наладить взаимодействие с белорусами по всем вопросам, касающимся инноваций, чтобы мы не шли разными путями. Сейчас и в России, и в Беларуси активно строятся новые логистические центры. Где будет лучше сервис, туда и потянется бизнес. Так что будем с россиянами и сотрудничать, и конкурировать одновременно.