Союзу – прочная экономика
В Государственной Думе РФ прошло расширенное заседание Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками, на которое были приглашены представители Постоянного Комитета Союзного государства, МИД РФ и Секретариата Парламентского Собрания Союза Беларуси и России. Вел заседание председатель думского комитета Леонид Слуцкий. Он и задал тон будущему разговору.
Леонид Слуцкий пояснил, что для членов Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками белорусская тематика очень важна. Парламентское Собрание, по его мнению, – главная площадка, на которой комитет будет тесно работать с белорусскими коллегами. Он считает, что за 5 лет комитет сумеет внести эффективный вклад в развитие двусторонних отношений и Союзного государства. Достигнутые результаты стали зримыми не только для депутатов Беларуси и России, но и для граждан обеих стран, для которых в свое время создавались и законодательная база, и само Союзное государство.
Первым белорусско-российской интеграции дал оценку Государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота. Он считает, что фактически Союз Беларуси и России достиг стадии Таможенного союза даже раньше, чем было декларировано. Сейчас решаются вопросы, связанные с Единым экономическим пространством, вводятся единые технические регламенты и балансы по различным отраслям промышленности и хозяйства, координируются усилия в промышленной политике.
Госсекретарь СГ выделил четыре основные сферы развития российско-белорусских отношений – экономика, социальная политика, военно-техническое сотрудничество и производственная сфера.
«Показательным» он считает сотрудничество в социальной области. Единые права граждан на территории Союзного государства – свободное передвижение по территории, облегченный способ получения гражданства, одинаковые условия при поступлении в высшие учебные заведения, значительная унификация в сфере медицинского обслуживания и так далее – не только продекларированы: их реализация подкреплена правовой основой. Правда, когда речь заходит о правоприменительной практике, «возникает масса проблем», посетовал Григорий Рапота. Достаточно почитать письма, которые приходят в адрес Союзного государства, и станет ясно, что и с пенсионным обеспечением, и с поступлением в вузы не все гладко.
Наиболее наглядно и четко, по его мнению, прописаны и практикуются взаимные обязательства в сфере военно-технического сотрудничества. Создана совместная группировка войск, проходят маневры и учения, взаимное обучение офицерского состава в основном в российских академиях. Отношения в этой сфере и Союз Беларуси и России в целом, резюмировал Госсекретарь, могут служить пилотным проектом и для общей интеграции «тройки», и для постсоветского пространства.
Совместные программы и проекты Григорий Рапота назвал «уникальным элементом Союзного государства», подобного которому нет ни в каких интеграционных объединениях.
Ответственный секретарь Парламентского Собрания Союза Беларуси и России Сергей Стрельченко подробно рассказал о союзном строительстве, о работе Парламентского Собрания и его статусе, который нужно и можно повысить. Несколько шагов в этом направлении уже сделано. Например, в Регламент Парламентского Собрания внесены поправки, разрешающие направлять парламентские запросы в органы Союзного государства, проводить «правительственный час» и приглашать на него членов Совета Министров Союзного государства и руководителей ряда государственных учреждений. И на тридцать девятой сессии впервые были заслушаны отчеты руководителей профильных министерств Беларуси и России о выполнении соглашений в области социальной политики и в сфере миграционного законодательства. Создан Научно-консультативный совет Парламентского Собрания, на отделения которого возложена научная проработка вопросов, выносимых на рассмотрение Парламентского Собрания.
Важным фактором Ответственный секретарь считает регулярное проведение заседаний постоянно действующего семинара по вопросам строительства Союзного государства, которые проходят не только в столицах государств-участников, но и в других городах Беларуси и России. Это формирует положительный имидж Союзного государства как принципиально нового конкурентоспособного межгосударственного образования.
Ответственный секретарь прояснил и ситуацию с проектом Конституционного Акта Союзного государства. Дело в том, что формирование Парламента Союзного государства (на основе прямых выборов) и осуществление им законотворческих полномочий в полном объеме станет возможным только после принятия Конституционного Акта Союзного государства, определит его государственное устройство и правовую систему – после внесения соответствующих изменений в конституции государств-участников. Сейчас же Парламентское Собрание принимает акты в форме постановлений, которые обладают лишь рекомендательной силой.
Однако Ответственный секретарь считает, что не существует препятствий для принятия Парламентским Собранием основ законодательства по предметам совместного ведения Союзного государства и государств-участников, которые не имеют прямого действия и реализуются путем принятия национальных нормативно-правовых актов государств-участников по соответствующим вопросам. При должной поддержке депутатов Парламентского Собрания в своих национальных парламентах принятие таких документов дало бы большой эффект.
Заключая выступление, Сергей Стрельченко заявил, что у Парламентского Собрания, которое на сегодня является одним из немногих полноценно функционирующих органов межгосударственных объединений на всем постсоветском пространстве, есть реальная перспектива стать ядром и платформой для формирования будущего евразийского парламента, который со временем непременно появится.
По мнению директора Второго департамента СНГ МИД РФ Виктора Сорокина, для полноценного союза нужна прежде всего прочная экономическая основа. «Без солидной экономической базы, – пояснил он, – ни одно политическое образование функционировать нормально не может и долго не продержится, поэтому вся российская политика на белорусском направлении сконцентрирована на решении крупных экономических вопросов». И в этой сфере у России и Беларуси крупных проблем нет, считает представитель МИД РФ.
Наталья ДОЛГУШИНА