Союзное государство – потенциал не исчерпан
В 2012 год Союзное государство вступило с рядом перемен. Предстоит обновление российской части депутатского корпуса Парламентского Собрания в связи с прошедшими выборами в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Произошли серьезные преобразования и на международной арене – действует Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана, заработало Единое экономическое пространство – дальнейшее развитие Союзного государства в связи с этим приобретает особую значимость. О роли Союзного государства среди новых интеграционных объединений, а также о приоритетных направлениях деятельности союзных парламентариев рассказывает Ответственный секретарь Парламентского Собрания Союза Беларуси и России Сергей Георгиевич Стрельченко.
Нынешний этап мировой истории характеризуется важнейшей чертой – осознанием необходимости развития интеграционных процессов. Более того, на мой взгляд, интеграция является одной из определяющих тенденций развития современных стран, порождающей серьезные качественные изменения. Сегодня невозможно представить себе деятельность какой-либо страны в изоляции. Благосостояние и успешное развитие любого государства зависят во многом от внешней политики, от характера и степени интенсивности его связей с другими странами.
Первопроходцы интеграции
После распада СССР произошли кардинальные структурные преобразования, повлекшие за собой серьезные осложнения у всех стран – участниц Союза, начиная от решения экономических проблем до вопросов в сфере национальных интересов. Тогда менялся мир: на политической карте появились новые границы, создавалась новая история отдельных государств.
Но именно в то время Россия и Беларусь стали первопроходцами, воплотив стремление наших народов вместе строить свою жизнь. На прочном фундаменте духовного единства и общности человеческих судеб, стремлении к эффективному экономическому и социальному развитию наших стран союз двух славянских государств последовательно, шаг за шагом продвигался вперед, совершенствуя стандарты межгосударственных взаимоотношений во всех сферах политической и общественной жизни.
Сегодня Союзное государство заслуженно пользуется репутацией наиболее преуспевшего в экономической, военной, социальной сферах и в области внешней политики среди всех интеграционных образований на постсоветском пространстве. Союзное государство обладает бесценным опытом преодоления противоречий в интересах сторон, выработке согласованной политики в сфере экономической интеграции. За последние годы восстановлены и получили дальнейшее развитие производственные кооперационные связи, позволяющие более рационально использовать материальные, финансовые и интеллектуальные ресурсы.
Убежден, стремительное развитие новых интеграционных образований на постсоветском пространстве в значительной степени стало возможным благодаря уже имеющемуся примеру сотрудничества двух независимых государств – Беларуси и России. Так, реальностью стал Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана. Вслед за ним на территории трех стран заработало Единое экономическое пространство. В перспективе – создание Евразийского экономического союза, деятельность которого будет затрагивать в основном вопросы гармонизации трудового и миграционного законодательства, внешней торговли и таможенного регулирования.
Сегодня в рамках Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана реализуются меры по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию. А в Беларуси и России они по многим позициям уже урегулированы, ведь решение вопросов свободной торговли, допуска на рынки и таможенного досмотра были предусмотрены Договором о создании Союзного государства.
Процесс формирования рынка рабочей силы в рамках Единого экономического пространства также может потребовать разработки и принятия документов о равном доступе в высшие учебные заведения, равных социальных гарантиях в области охраны труда, пенсионного обеспечения. На территориях России и Беларуси с 2006 года действует Договор о сотрудничестве в области социального обеспечения, в соответствии с которым определен порядок назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности и материнству, по безработице и в случае трудового увечья, а также трудовых и социальных пенсий. Кроме того, Договор предусматривает обязательное пенсионное страхование и решает ряд других вопросов в области охраны труда. Развитие двусторонних отношений в сфере образования также носит динамичный характер. Граждане Союзного государства имеют равные права на получение образования в наших странах. Между правительствами Беларуси и России действует соглашение о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях. Все это уже работает и, безусловно, может служить отправной точкой для создания правовой базы новых межгосударственных объединений.
Равные права граждан Союзного государства
Сегодня в Парламентском Собрании Союза Беларуси и России созданы профильные комиссии, работа которых сосредоточена на основных направлениях деятельности Союзного государства: это законодательство, экономическая политика, вопросы внешней политики, информационная и социальная политика, бюджет, экология, безопасность и оборона.
В рамках Союзного государства заключен ряд международных договоров, которые устанавливают, что граждане Союзного государства имеют равные права как на территории России, так и на территории Беларуси. Мы можем свободно передвигаться по территориям наших стран по внутреннему паспорту, без оформления виз и миграционных карточек, можем свободно получать образование, устраиваться на работу, оформлять вид на жительство без ограничений, предусмотренных для иностранных граждан. Белорусам и россиянам предоставляются равные условия в получении медицинской помощи, в доступе к услугам лечебно-оздоровительных учреждений. Кроме того, сделан еще один значительный шаг в обеспечении равенства прав граждан Беларуси и России. Изменения и дополнения, внесенные в российское законодательство и вступившие в силу в начале 2012 года, позволяют белорусским работникам, временно пребывающим и заключившим трудовые отношения на территории Российской Федерации, реализовывать свои пенсионные права. Теперь в отношении этой категории граждан предусматривается обязательное пенсионное страхование. Работодатель обязан в пользу работников из Беларуси осуществлять выплаты, которые пойдут на финансирование трудовой пенсии из бюджета Пенсионного фонда РФ по тарифам, установленным для российских граждан.
Однако, несмотря на существенные достижения в области обеспечения равных прав граждан Союзного государства, остаются неурегулированными отдельные вопросы социального страхования. Согласно российскому законодательству, работодатель не уплачивает взносы на социальное страхование за граждан Республики Беларусь, временно пребывающих и работающих в Российской Федерации, и, следовательно, им не выплачиваются пособия по временной нетрудоспособности, пособия на детей и ряд других. Для этих категорий белорусских граждан также не до конца решен вопрос выплаты пенсии за периоды работы в России с 2001 по 2011 год включительно, когда они не являлись зарегистрированными в системе пенсионного страхования Российской Федерации. Депутаты Парламентского Собрания совместно с руководителями профильных министерств и ведомств Российской Федерации и Республики Беларусь ведут активную работу по решению данных вопросов, и, надеюсь, в скором времени они будут урегулированы.
Единое миграционное пространство
Кроме того, в настоящее время продолжается работа по построению единого миграционного пространства. Постоянно проводится анализ исполнения Соглашения в области регулирования миграционных процессов, рассматривается возможность внесения изменений с учетом практики его реализации. Это Соглашение взаимно исключает белорусов и россиян из перечня иностранных граждан и разрешает пребывать гражданам Беларуси и России на территории Союзного государства в течение 30 дней без выполнения регистрационных процедур. Кроме того, факт принадлежности лица к гражданству Республики Беларусь или Российской Федерации является основанием для получения вида на жительство без учета срока временного пребывания и проживания, а заявления граждан о получении разрешения на постоянное жительство рассматриваются в первоочередном порядке. Так, только за первое полугодие 2011 года более 2 тысяч граждан Республики Беларусь получили вид на жительство в России и более 4 тысяч россиян – в Беларуси.
Практический результат нашей работы очевиден: тысячи граждан могут жить, работать, учиться на территории Союзного государства, чувствуя себя в любом городе наших двух стран как дома.
Особенность геополитического положения Союзного государства предопределяет необходимость осуществлять деятельность и по противодействию незаконной миграции. Министерство внутренних дел Республики Беларусь и Федеральная миграционная служба Российской Федерации проводят в этом направлении необходимые мероприятия. Разработан порядок обмена информацией о лицах, временно въезжающих на территории наших стран. Прорабатывается вопрос о создании в рамках Союзного государства единой автоматизированной информационной системы учета граждан иностранных государств, выезжающих, пребывающих, временно и постоянно проживающих на территориях наших стран. В Концепцию социального развития Союзного государства на 2011-2015 годы «миграционная политика» внесена целым блоком. Учитывая важность этой темы, высшее руководство Союзного государства и союзные парламентарии поддержали предложение о создании новой программы, направленной на дальнейшее развитие единого миграционного пространства, формирование общих подходов в обеспечении защиты прав и свобод граждан обоих государств.
Социальная и внешняя политика, безопасность
Союзная Концепция социального развития является важным ориентиром в проведении взаимно согласованной социальной политики в Республике Беларусь и Российской Федерации, подготовке и осуществлении программ и мероприятий Союзного государства. Концепция на 2011-2015 годы включает принципиально новые разделы – экологическая и демографическая политика, политика в сфере туризма. В нее включены мероприятия, направленные на привлечение к союзному строительству молодого поколения наших стран.
По инициативе депутатов Парламентского Собрания в комиссиях идет обсуждение возможности создания Совета по делам молодежи. С учетом мнения представителей молодежных организаций и объединений вносятся предложения и дополнения в проект концепции создания данного Совета. Депутаты нацелены создать площадку, где российская и белорусская молодежь сможет высказывать свое мнение по любым волнующим ее темам, решать проблемы и влиять на ход развития наших стран. Молодежь сможет в настоящем строить будущее, в котором будет жить завтра, основываясь при этом на идеалах нерушимого братства наших стран, духовного единства. Молодежная политика, на мой взгляд, одно из перспективных направлений, которое нужно развивать в рамках Союзного государства.
Другое очень важное направление – безопасность Союзного государства. Сегодня с уверенностью можно говорить, что система защиты границ наших государств успешно функционирует. Создана правовая основа отношений в сфере обеспечения безопасности, не имеющая аналогов. Принята военная доктрина – Концепция совместной оборонной политики. С 2000 года функционирует региональная группировка войск Республики Беларусь и Российской Федерации, где под единым командованием и по единым планам осуществляется боевое дежурство и проводятся военные учения.
В интересах военной безопасности реализовано более 20 специальных союзных программ и мероприятий. В рамках их исполнения более 800 военнослужащих и руководящих составов воинских частей России и Беларуси прошли обучение и подготовку, в том числе и по дефицитным воинским специальностям. И эти военнослужащие сейчас крайне востребованы, способны нести службу и выполнять задачи в условиях любой сложности. Многие объекты военной инфраструктуры оснащены современным оборудованием для различных видов и родов вооруженных сил России и Беларуси на средства бюджета Союзного государства. Более того, построен целый ряд новых военно-технических объектов, реализованы программы по борьбе с преступностью, по обустройству внешней границы Союзного государства, что, в том числе, позволяет успешно функционировать сегодня Таможенному союзу трех стран.
Концепция безопасности Союзного государства, принятая в 1999 году, реализована. В то же время, учитывая современные реалии, депутаты Парламентского Собрания выдвинули предложение о разработке проекта новой Концепции безопасности. Изменились вызовы и угрозы, были усовершенствованы национальные системы обеспечения безопасности. Сегодня перед нами стоят новые задачи. Теперь союзным парламентариям предстоит тесно работать с министерствами и ведомствами для формирования единого подхода в создании данного документа.
Беларусь и Россия обоюдно настроены на дальнейшее развитие внешнеполитического взаимодействия. В этом направлении реализуется очередная программа согласованных действий в области внешней политики. У наших двух суверенных государств выработаны единые позиции по ключевым направлениям продвижения интересов Беларуси и России в европейских региональных и субрегиональных организациях, а также по оказанию дипломатического сопровождения деятельности Таможенного союза и Единого экономического пространства России, Беларуси и Казахстана. Беларусь и Россия проводят совместную стратегическую линию в ООН и ОБСЕ, включая вопросы обеспечения безопасности, противодействия новым вызовам и угрозам, взаимодействия в правозащитной и гуманитарной сферах. Союзное государство заинтересовано углублять двустороннее взаимодействие на пространстве СНГ. Более того, Россия всегда поддерживает Беларусь на международной арене и отстаивает белорусские интересы на тех международных площадках, на которых Беларусь не представлена. Совсем недавно российские парламентарии отстаивали интересы белорусского государства на заседании Парламентской ассамблеи Совета Европы, предлагая вернуть Минску статус специального приглашенного.
Экономическое и региональное сотрудничество
Взаимовыгодно развивается сотрудничество в экономической сфере, что подтверждают высокие темпы роста объемов торговли. Россия является основным торговым партнером Беларуси. Если в 1999 году товарооборот составлял 6,8 миллиарда долларов, то в 2011 году он достиг почти 39 миллиардов долларов.
Огромную роль в расширении взаимодействия наших стран играет межрегиональное сотрудничество субъектов Российской Федерации и областей Республики Беларусь. Парламентское Собрание активно взаимодействует с представителями местных органов власти, научных кругов, бизнес-сообщества наших стран. С 2006 года ежегодно организуются заседания постоянно действующего семинара по актуальным вопросам строительства Союзного государства. В рамках проведения этих мероприятий союзные парламентарии побывали более чем в 30 субъектах Беларуси и России. Благодаря подобной практике идеи союзного строительства находят понимание и поддержку на региональном уровне, вовлекая новых людей в процесс интеграции. Радует, что предприниматели, представители деловых кругов занимают активную позицию в этом деле. Так, на региональном уровне заключено и действует более 300 соглашений и протоколов, а также программ по экономическому развитию.
Существенным отличием Союзного государства от других интеграционных образований на постсоветском пространстве является наличие собственного бюджета. Общий бюджет, сформированный в 1998 году в сумме 585 млн российских рублей, постоянно рос и достиг в 2012 году объема почти в 5 млрд российских рублей. Большая часть союзного бюджета всегда была направлена на реализацию программ и мероприятий Союзного государства. Если на начальном этапе союзного строительства совместные программы решали задачи поддержания отдельных предприятий и научных коллективов, восстановления значимых видов продукции и отраслей производства, то в наши дни союзные программы обеспечивают инновационное развитие двух государств, направленное на создание не только импортозамещающей, но и ориентированной на экспорт продукции. За время существования Союзного государства на совместные программы было направлено более 35 млрд российских рублей. В настоящее время приоритетными стали программы, содействующие модернизации, созданию и развитию передовых направлений науки, техники и технологий.
Отрадно отметить, что российские и белорусские предприятия активно стремятся принимать участие в союзных программах. Ежегодно рассматриваются десятки предложений с проектами новых и перспективных программ, реализация которых будет иметь колоссальный экономический эффект для национальных экономик, что неизбежно положительно скажется на жизни и деятельности граждан Союзного государства, развитии науки двух стран. В то же время депутаты Парламентского Собрания крайне озабочены тем, что до сих пор до конца не урегулированы вопросы, связанные с учетом, оценкой и управлением активами, созданными и приобретенными за счет средств бюджета Союзного государства. На прошедшей в ноябре 2011 года сороковой сессии Парламентского Собрания депутаты обратились в Совет Министров Союзного государства с предложением завершить работу по подготовке нормативно-правовых актов, которые позволят вести учет собственности Союзного государства и полноценно ее использовать на благо наших граждан.
Сегодня, спустя пятнадцать лет после начала объединительного процесса, представляется возможным взвесить и правильно оценить важность проведенной работы по строительству Союзного государства. Беларусь и Россия прошли тот рубеж, когда поворачивать обратно, бросать начатое уже нет смысла, важно добиться поставленной цели – создать уникальное интеграционное объединение двух независимых государств с единым правовым полем, единой границей, единой армией, единой валютой.
На современном этапе Парламентское Собрание представляет собой особый сплоченный коллектив единомышленников и соратников. Отлажен четкий механизм взаимодействия парламентов наших стран. Союзные парламентарии и сегодня нацелены на плодотворную работу, ведь еще существуют нерешенные вопросы.
Союзное государство, по моему твердому убеждению, остается одним из самых перспективных проектов на постсоветском пространстве. Активная работа новых интеграционных образований в сфере экономических отношений позволит Союзному государству сосредоточить свою деятельность на решении вопросов в области социальной и внешней политики, на укреплении обороны и безопасности, а также расширении межрегионального сотрудничества.