Связанные одной целью
В нынешнем году мир может столкнуться с новой волной глобального кризиса, предупреждают эксперты. Однако Беларусь, Россия и Казахстан, судя по всему, решили выработать общий иммунитет к внешней напасти, перейдя от Таможенного союза к более высокой ступени интеграции – Единому экономическому пространству.
С нового года наши страны официально живут по правилам ЕЭП: никаких ограничений, барьеров и торговых войн. И хотя первый год функционирования ЕЭП, по мнению экспертов, станет неким переходным периодом, уже сегодня можно уверенно говорить о том, что полная свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, согласованная внешнеторговая и финансовая политика, обеспечение равноправной конкуренции открывают неограниченные возможности для развития экономик трех стран. Но как это затронет повседневную жизнь людей? И что будет с белорусской экономикой и национальной валютой?
О выгодах этого партнерства говорилось много. Для производителей Беларуси с ее 10 миллионами жителей свободный доступ на 170-миллионный рынок ЕЭП нечто большее, чем просто рост товарооборота. Эксперты Евразийского банка развития подсчитали: именно Беларусь получит от этой интеграции самый высокий долгосрочный экономический эффект – 15 процентов ВВП. В то время как для Казахстана этот эффект составит 4 процента, а для России всего 2 процента. По словам аналитика банка Евгения Винокурова, такая разница объясняется тем, что Россия имеет гораздо большую по размерам экономику, чем остальные участники, а в Казахстане значителен объем сырьевого экспорта. Беларусь же по-прежнему – «сборочный цех», где производится широкая гамма товаров: от продуктов питания, одежды и обуви до грузовиков и сложной электроники. И все это идет нарасхват на рынках партнеров. В реальной жизни рост экспорта – это новые рабочие места, увеличение доходов в бюджет и, как следствие, общее повышение уровня жизни.
– Выгоду от Таможенного союза мы уже получаем, – напоминает начальник управления информации МИД Беларуси Андрей Савиных. – Поставки в Россию выросли на 60 процентов, а товарооборот с Казахстаном в пять раз. А ведь мы только начали. Да, по автомобилям мы несколько проиграли, зато выиграли в цене на энергоносители и доступе наших товаров на рынки России и Казахстана. И в итоге это сказывается на наших зарплатах.
Благодаря соглашениям с Россией в сфере энергетики в этом году Беларусь будет платить за природный газ не 380, а 165 долларов за тысячу кубометров. А ведь именно от стоимости газа во многом зависят тарифы на коммуналку, стоимость продуктов и товаров. Стало быть, есть все основания полагать, что резких скачков цен на товары и услуги для белорусов в этом году не будет. К тому же удешевление энергоносителей для предприятий позволит им направить больше средств на модернизацию производства и повышение зарплаты своим сотрудникам.
Упрощению доступа белорусских товаров на рынки стран-партнеров будет способствовать соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования. Раньше, допустим, на молоко у каждой страны был свой техрегламент, определяющий качество продукта, допустимый уровень добавок и так далее. Это часто становилось поводом для различных торговых конфликтов. Теперь техрегламенты будут у всех одинаковыми.
Стирание границ и барьеров объективно ведет к увеличению числа игроков на рынке и росту конкуренции. К тому же ЕЭП открывает дорогу для экспансии на белорусский рынок не только россиян и казахстанцев, но и компаний из других стран. Руководитель аналитического центра «Стратегия» Леонид Заико не исключает закрытие неконкурентоспособных белорусских производств. Взамен появится продукция конкурентов, которая будет иметь более низкую цену, что выгодно потребителям.
– В странах ЕЭП должно повыситься качество продаваемых товаров из-за роста конкуренции, и должна снизиться цена на них, – пояснил завотделом Беларуси Института стран СНГ Александр Фадеев. – С унификацией тарифа на железнодорожную перевозку и отменой погранконтроля торговать станет проще и выгоднее.
С расширением рынка Беларусь становится более привлекательной для иностранных инвесторов. В этом году в стране уже стартовали сразу несколько крупных проектов. Например, Белорусский металлургический завод вместе с итальянской и австрийской компаниями создали совместное предприятие по финишной отделке труб. Продукция рассчитана на нефтегазовую промышленность. Мощность нового производства – около ста тысяч тонн в год. Не менее интересный проект намерен реализовать и австрийский деревообрабатывающий холдинг «Кроноспан Хай Технолоджиз». Он открывает на территории СЭЗ «Могилев» производство специальной бумаги для ламинированных напольных покрытий, плит и декоративной бумаги.
– ЕЭП – это мост между набирающими силу новыми экономиками в Азии и Евросоюзом, – объясняет декан экономического факультета БГУ, профессор Михаил Ковалев. – И этот мост надо использовать в полную силу. Беларусь граничит сегодня с тремя государствами ЕС, что дает нам возможность зарабатывать миллиарды долларов на логистике. Вне всякого сомнения, пойдут инвестиции в эту отрасль, и они уже идут. Очевидно, что Суэцкий канал не выдерживает гигантские потоки китайских товаров в Европу, и Евразийский банк развития и многие другие субъекты планируют расширять транспортные коридоры, строить здесь мощные логистические центры для того, чтобы часть китайских грузов «замкнуть» через евразийское пространство на Европу.
Вполне закономерно, что к вступлению в ЕЭП примеряются новые потенциальные участники. Наиболее вероятным кандидатом сегодня выглядит Киргизия. Но для этого Бишкеку придется наладить собственное производство товаров для новых рынков. Ведь сейчас 90 процентов заработка граждан страны – это реэкспорт китайских товаров, что совсем неприемлемо для Казахстана, России и Беларуси, отстаивающих интересы собственных производителей. В Бишкеке надеются за три-четыре года довести уровень собственного производства в товарной массе до 30-40 процентов, прежде всего за счет дешевой рабочей силы и электроэнергии.
Выгоду от возможной интеграции в ЕЭП подсчитывает и Украина. Например, сейчас Украина покупает энергоносители у России по рыночной цене – примерно 450 долларов за тысячу кубов, и эта сумма становится все более неподъемной для Киева.
Эксперты Евразийского банка развития подсчитали, что экономический эффект от вступления Украины в ЕЭП может привести к увеличению платежного баланса страны минимум на 6 миллиардов долларов в год.
По мнению политолога Сергея Маркова, кроме Киргизии и Украины в будущем к Евразийскому союзу могут присоединиться также Армения, Молдова, Таджикистан, Азербайджан. Получится мощнейший рынок в 300 миллионов потребителей.
Цифры: Экономика ЕЭП составляет 2,6% мирового ВВП и 4% мирового экспорта. На территории стран ЕЭП находится 9% мировых доказанных запасов нефти и 25% запасов природного газа.
Евгений КОНОНОВИЧ