Вектор развития ШОС
Шанхайская организация сотрудничества, включающая сегодня Китай, Россию, Киргизию, Казахстан, Таджикистан и Узбекистан, была создана в 1996 году с узкой практической целью – урегулирование пограничных вопросов между Китаем, с одной стороны, и странами бывшего СССР – с другой (поэтому Узбекистан, не имеющий границы с КНР, изначально не был членом организации). После того как вопрос в целом был решен, организация не была распущена и продолжает существование до сих пор, даже расширившись. Кроме 6 полноправных членов в ШОС входят 4 страны-наблюдателя: Индия, Пакистан, Иран и Монголия. Кроме того, Беларусь и Шри-Ланка имеют статус партнеров ШОС. В рамках организации действуют советы глав государств, глав правительств и министров иностранных дел, совещания руководителей министерств и ведомств, совет национальных координаторов, региональная антитеррористическая структура и секретариат.
В середине 2000-х годов Россия стремилась превратить ШОС в организацию в первую очередь военного характера, связанную обязательствами по взаимной обороне и прямо противостоящую НАТО и США. Однако поддержку этой идее высказал только Иран, не являющийся полноправным членом ШОС. Больше ни одна страна не выразила желания придать организации военную антизападную направленность. В конце концов Россия также утратила интерес к данной идее. При этом в 2009 году Россия и Китай сначала поддержали в Совбезе ООН введение санкций против Ирана, а затем уже внутри ШОС было принято решение, что страны, в отношении которых действуют санкции ООН, не могут быть ее полноправными членами. Это означало закрытие вопроса о военной антизападной направленности организации (по крайней мере, на ближайшую перспективу). В результате силовая составляющая ШОС была переориентирована на борьбу с терроризмом и экстремизмом, с контрабандой наркотиков и трансграничной организованной преступностью. На последнем саммите в Астане в 2011 году была принята Антитеррористическая стратегия ШОС на 2011-2016 годы с учетом предстоящего ухода сил НАТО из Афганистана, что может привести к усилению террористической угрозы с территории этой страны. В связи с этим Президент России Дмитрий Медведев предложил более активно сотрудничать с нынешним правительством Афганистана, а Кабул, в свою очередь, выразил желание стать наблюдателем при ШОС. Кроме того, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил создать в рамках ШОС Совещание по укреплению территориальной и региональной безопасности и принимать в его рамках превентивные меры в потенциальных «горячих точках» в зоне ответственности организации.
Что касается экономической составляющей, то именно на нее в первую очередь ориентируется Пекин. Последним и наиболее значимым его успехом стало подписание Соглашения о стратегическом партнерстве с Казахстаном, включая выдачу ему крупного кредита (более 1,5 млрд долларов), разработку на китайские средства ряда месторождений полезных ископаемых и поставку в Китай урана. Узбекистан, Казах-
стан и не входящая в ШОС Туркмения стали крупными поставщиками нефти и газа в Китай. Возможно, что в будущем будут построены нефте- и газопроводы из Ирана в Китай через территорию Центральной Азии. Китай рассматривает возможность строительства под эгидой ШОС железной дороги до Ирана и Турции и далее в Европу через Киргизию, Узбекистан и Туркмению. Для Китая страны ШОС становятся своеобразным «мостом в Европу», причем строится этот «мост» в основном в обход России и без ее участия.
Расширение ШОС пока представляется проблематичным. Как было сказано выше, возможность приема в организацию Ирана члены ШОС исключили сами, хотя он был самым активным желающим туда вступить. Еще большую проблему представляет возможный прием в состав ШОС Индии и Пакистана. Исламабад добивается статуса полноправного члена, имея поддержку со стороны своего стратегического партнера Китая. С другой стороны, Россия рассчитывает на прием в организацию Индии. Китай выступает против приема Индии, поскольку она стала бы для него серьезным противовесом внутри ШОС. Кроме того, учитывая враждебный характер отношений между Пакистаном и Индией, невозможно принять в ШОС только одну из них, оставив за бортом другую. Однако, если принять обе эти страны, они могут полностью заблокировать работу организации по причине взаимных противоречий.
Суммарный экономический, демографический и военный потенциал ШОС (особенно с учетом стран-наблюдателей) чрезвычайно велик. Но очень велика и разница потенциалов между самими странами-членами (с одной стороны – Китай и Россия, с другой – Таджикистан и Киргизия). Кроме того, имеются заметные противоречия внутри ШОС по самым разным направлениям. Можно сказать, что сейчас структура находится на распутье. Если противоречия удастся преодолеть, ШОС станет сильнейшим альянсом в мире по всем параметрам. Если противоречия возобладают, ШОС ожидает стагнация, ее существование будет чисто формальным. В ближайшие годы вектор движения организации станет ясен.
Александр ХРАМЧИХИН