Союзное государство получит новое развитие
Большой пресс-конференцией на прошлой неделе глава Министерства иностранных дел России Сергей Лавров не только подвел внешнеполитические итоги года прошедшего, но и обозначил самые важные аспекты национальных интересов России в регионе и мире на ближайшую перспективу.
Подписание Договора о зоне свободной торговли Сергей Лавров выделил отдельной строкой. И это неудивительно, ведь договоренности России, Казахстана и Беларуси о переходе с 1 января этого года к Единому экономическому пространству и о создании впервые наднационального органа – Евразийской экономической комиссии – создают новую экономическую ситуацию на постсоветском пространстве, привлекательную для остальных партнеров по СНГ.
– Интеграционные структуры, создаваемые «тройкой», открыты для присоединения новых участников, для взаимодействия с другими политико-экономическими объединениями, – отметил глава внешнеполитического ведомства России. – В целом они способствуют развитию широкого плодотворного сотрудничества между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом в контексте евразийского интеграционного движения.
Кроме того, в качестве важнейших событий минувшего года министр назвал шаги по углублению союзнических отношений в ОДКБ.
– Формат Союзного государства сохраняет свою актуальность, – заявил Сергей Лавров. – В Союзном государстве есть целый ряд договоренностей, которые в рамках Единого экономического пространства не отражены. Беларусь и Россия в интеграционных процессах идут дальше, чем ЕЭП в обеспечении равных прав граждан, военном сотрудничестве. Думаю, что Союзное государство получит новое развитие, в том числе и в связи с тем, что новым Госсекретарем Союзного государства стал Григорий Рапота, который привнесет свои опыт и видение в развитие Союзного государства.
Одним из важных итогов прошедшего года для России стало присоединение к ВТО, переговоры о котором длились не один год. По мнению министра, результативное завершение переговоров знаменует открытие нового этапа интеграции России в мировую экономическую систему.
Россия и Европа свой курс на укрепление стратегического партнерства подтвердили на своем недавнем декабрьском саммите Россия – ЕС. Достигнута договоренность о шагах, которые необходимо предпринять для перехода к безвизовому режиму. В сфере экономической европейской интеграции Сергей Лавров выделил запуск первой ветки газопровода «Северный поток». По его словам, это новая страница в энергетическом сотрудничестве России и стран Евросоюза.
2011 год войдет в историю российско-американских отношений вступлением в силу Договора о СНВ и Соглашения о сотрудничестве в сфере мирной атомной энергетики. Активно работала двусторонняя Президентская комиссия – а это двадцать рабочих групп по всем направлениям сотрудничества Москвы и Вашингтона.
Сергей Лавров не обошел и острые вопросы.
– Если поправка Джексона – Вэника сохранится до завершения процесса ратификации документов о присоединении России к ВТО, то соглашения, заключенные в рамках Организации, не будут применяться в торговле России с Соединенными Штатами, – напомнил он. – Думаю, сейчас в Вашингтоне осознали, что эта коллизия может больно ударить по интересам американских деловых кругов. По нашей информации, администрация Обамы предполагает в ближайшее время приступить к продвижению через конгресс соответствующей законодательной инициативы.
Кроме того, проблемой для обеих сторон остается несовпадение позиций по ПРО. «Рассчитываем, что США услышат и учтут наши законные озабоченности», – подчеркнул министр.
Сергей Лавров остановился также на развитии и перспективах российско-китайского сотрудничества.
– Нынешний уровень российско-китайского сотрудничества – самый высокий за всю историю двусторонних отношений. Глобальное партнерство Москвы и Пекина по международным делам, – отметил Лавров, – носит естественный, неконъюнктурный характер и выстраивается на длительную перспективу, потому что опирается на совпадение или близость национальных интересов двух стран.
Как считает Сергей Лавров, «мир вступил в полосу глубоких преобразований, геополитический ландшафт меняется радикально». В качестве примера он привел события на Ближнем Востоке.
– Перемены в регионе далеко не завершились, мы – свидетели только начального этапа перемен. И нужно отдавать себе отчет, что если мы выступаем за то, чтобы народы этих стран сами определили свою судьбу, то должны принимать их выбор и не вмешиваться в национальный диалог, избирательные кампании. В Египте в парламент пришли в качестве ведущих сил партии исламистского толка, которые рассматриваются чуть более радикально, чем «братья-мусульмане». Нужно работать со всеми, кто находится в рамках конституционного поля. Нельзя пытаться вмешиваться в эти процессы, тем более с применением вооруженной силы, чтобы подстроить их под чьи-то интересы. Важно руководствоваться принципом, которым руководствуются врачи, – «не навреди». Не науськивать оппозиционные силы свергать режимы – от этого пострадают и регион и государства, находящиеся далеко за его пределами, – подчеркнул глава МИД РФ.
Комментируя события вокруг Ирана, министр заметил, что внешние силы не должны пытаться раскалывать исламский мир, а, наоборот, работать с целью сделать его надежным, стабильным партнером для всех нас. Все мыслимые санкции, которые могут повлиять на ядерную программу Тегерана, были исчерпаны. То, что сейчас в одностороннем порядке добавляют другие страны, уже не имеет ничего общего со стремлением обеспечить нераспространение ядерного оружия. Это удушающее воздействие на иранскую экономику с надеждой спровоцировать недовольство населения.
В августе делегация экспертов МАГАТЭ посетила Иран и впервые была допущена на объекты, куда раньше не пускали. Это, безусловно, был позитивный сигнал со стороны Ирана. Но в ноябре вдруг появился доклад гендиректора МАГАТЭ, который привел факты, известные в течение 7-8 лет, но почему-то решил квалифицировать их как новые, показывающие, что программа имеет военное измерение.
– Санкции едва ли улучшат атмосферу. Уже не говорю об угрозах применения силы против Ирана, которые, к сожалению, продолжают звучать, – подытожил Сергей Лавров.
Александр ГЛОБИН
Обострение ситуации на Ближнем и Среднем Востоке, о котором сказал Сергей Лавров, может стать серьезной проверкой для ОДКБ. Что уже сказывается на деятельности этой организации. Так, во время прошлогодних оперативно-стратегических учений «Центр-2011» на полигоне Оймаш в Казахстане объединенная группировка ВС России и Казахстана, включавшая компоненты всех видов и родов войск, отрабатывала сценарий, который может сложиться на Каспии в случае начала военной операции США и/или Израиля против Ирана. В ходе данного эпизода учений российско-казахстанская группировка совместно с кораблями Каспийской флотилии РФ и ВМС Казахстана и ВВС обеих стран отражала массированные авиационно-ракетные удары противника, высадку вражеского морского десанта и наземное вторжение механизированных колонн агрессора, целью которого был захват нефтяных месторождений. Затем были нанесены удары с моря и воздуха по корабельным группировкам противника. После чего уже российско-казахстанская группировка сама высаживала морской десант, а фронтовые бомбардировщики Су-24 и ударные вертолеты Ми-24 под прикрытием истребителей Су-27 подавляли ПВО и уничтожали артиллерию противника.
В этом году (в сентябре) в рамках ОДКБ ожидается проведение оперативно-стратегических учений «Кавказ-2012», в которых примут участие ВС России, Абхазии, Южной Осетии и Армении. Надо отметить, что в случае начала войны на юге Армения окажется в исключительно сложном положении. Сейчас ее связи с внешним миром в значительной степени проходят через Иран. Если эта страна будет охвачена войной, Армения окажется в полной блокаде. Может возникнуть ситуация, при которой контакт между Арменией и Россией придется устанавливать через Грузию силовым путем. По-видимому, на учениях предполагается отработать и такой экстремальный сценарий.
Впрочем, не исключено, что драматические события у южных границ стран ОДКБ развернутся гораздо раньше, чем в сентябре. И в этом случае организации придется пройти первую настоящую проверку на прочность за все почти уже два десятилетия своего существования.
Александр ХРАМЧИХИН