Казахстан сделал выбор
Центризбирком Казахстана обнародовал окончательные данные по выборам в мажилис (нижнюю палату парламента). Согласно этим данным, правящая партия «Нур Отан» («Свет Отечества»), возглавляемая президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, получила 80,99% голосов. Партия «Ак жол» («Светлый путь») и Коммунистическая народная партия Казахстана (КНПК) получили 7,47% и 7,19% соответственно. Из 107 мест в мажилисе «Нур Отан» получает 83, «Ак жол» – 8, КНПК – 7. Оставшиеся 9 мест, в соответствии с конституцией республики, заполняются по квоте Ассамблеи народов Казахстана. Их получили члены организаций, представляющих интересы этнических общин. Новым председателем мажилиса на его первом заседании был избран Нурлан Нигматулин.
За выборами следили около тысячи иностранных наблюдателей. Делегацию от МПА СНГ возглавлял первый заместитель Председателя Совета Федерации, заместитель Председателя Парламентского Собрания Союза Беларуси и России Александр Торшин. В числе наблюдателей были и члены ПС Союза Беларуси и России.
Наблюдателей от СНГ представляли депутаты высших законодательных органов власти государств – участников МПА СНГ: Азербайджана, Армении, Беларуси, Кыргызстана, России, Таджикистана, Украины, а также сотрудники Секретариата Совета МПА СНГ, эксперты Международного института мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств – участников МПА СНГ (МИМРД МПА СНГ) и его Бакинского, Бишкекского и Киевского филиалов.
По мнению А. Торшина, избирательное законодательство Казахстана – одно из самых лучших на территории СНГ. Избирательная система республики «наработала» хороший опыт в апреле прошлого года на выборах президента страны. А в этом году «все участки, на которых находились наблюдатели от СНГ, были должным образом оборудованы и готовы на сто процентов. На них созданы все необходимые условия для волеизъявления граждан». Александр Торшин упрекнул западных коллег в том, что они неохотно идут на контакт, а иногда «приезжают с уже готовой формой отчетов». «Порой у них очевидно стремление использовать наблюдение как институт политического давления», – подчеркнул Торшин. Международные наблюдатели должны действовать в пределах своей компетенции и не переходить в статус агитаторов. «Их главная цель – мониторинг выборов на предмет соответствия национальному законодательству, а не попытки изменить действующие законы», – убежден российский сенатор.
С мнением коллеги согласен и заместитель председателя Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварий, член Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Экзам Губайдуллин. К сожалению, посетовал он, некоторые представители миссии Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ приехали в Казахстан с уже готовыми выводами – о якобы нелегитимных выборах. С подобной позицией мы не раз сталкивались и в ходе выборов в Беларуси. Какими бы прозрачными они ни были, наблюдатели ОБСЕ с ними не соглашаются. Это не что иное, как попытка оказать давление на власть.
Если говорить о миссии наблюдателей от Парламентского Собрания, то они, пояснил Э. Губайдуллин, «руководствовались действующим в Казахстане избирательным законодательством, принципами политической нейтральности и невмешательства во внутренние дела государства. Наблюдение велось независимо, основывалось на принципах открытости и гласности. В день выборов мы посетили 9 избирательных участков в г. Алматы и Алматинской области. Нарушений не обнаружили».
Наталья ДОЛГУШИНА