Cамое небюрократическое сообщество
Инерция мышления очень часто мешает вовремя отреагировать на происходящие в мире процессы. В частности, характерная для значительной части человечества (особенно для Запада и постсоветского пространства) евроцентричность мешает осознать, что «центром мира» становится Азия, в первую очередь – Восточная, которая уже стала общемировым экономическим центром. Азия давно превзошла Европу по мощи военной. Это неизбежно приводит к тому, что и центр принятия политических решений, определяющих судьбы мира, смещается из евроатлантического пространства в Азию.
Для России, три четверти территории и почти все природные богатства которой находятся в ее азиатской части, понимание этого факта особенно важно. Ведь и в географическом смысле Центральной Россией является Красноярский край.
Москва обращает все большее внимание на восток. В частности – на одну из крупнейших в мире интеграционных структур, Азиатско-Тихоокеанское экономическое сообщество (АТЭС). На страны, в него входящие, сейчас приходится более 50% мирового ВВП и около 50% мировой торговли.
АТЭС было учреждено в 1989 году в Канберре по инициативе Австралии и Новой Зеландии. Кроме этих двух стран первоначально в сообщество вошли США, Канада, Япония, Республика Корея и страны АСЕАН (Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней). Таким образом, это был на тот момент проект прозападных тихоокеанских стран. Его целью было максимальное облегчение торговли и инвестиций между государствами-участниками. Никакие жесткие организационные структуры в АТЭС не предусматривались. Эта неформальность и чисто экономическая направленность привлекли внимание других стран. Уже в 1991 году в АТЭС вступили сразу три Китая – сама КНР, а также Гонконг (в 1997 году официально вернувшийся в состав КНР, но сохраняющий до сего дня экономическую самостоятельность) и Тайвань. Интересно, что Пекин совершенно не возражал, в отличие от всех остальных случаев, против вступления в сообщество Тайваня как самостоятельной силы. В результате АТЭС приобрело новое качество и стало еще более притягательным. В 1993 году к нему присоединились Мексика и Папуа – Новая Гвинея, в 1994 году – Чили, в 1998 году – Россия, Перу и Вьетнам. Теперь из стран, выходящих к Тихому океану, вне АТЭС остаются лишь Колумбия, Эквадор, находящаяся в добровольной самоизоляции КНДР, а также крайне слабые экономически Камбоджа, страны Центральной Америки и Океании. При этом заявки на вступление в АТЭС уже подали две страны, не имеющие выхода к Тихому океану: Индия и Монголия.
Совершенно очевидно, что между столь разными во всех отношениях странами (с одной стороны – США, КНР и Россия, с другой – Бруней, Папуа – Новая Гвинея и Перу), к тому же часто очень далекими друг от друга географически (например, две самые удаленные от России страны мира – наши партнеры по АТЭС, Чили и Новая Зеландия), не может быть никакой политической и тем более военной интеграции. Не идет речи и о настоящей экономической интеграции, типа той, что имеет место в ЕС. Однако чрезвычайно важен сам факт снятия между странами экономических барьеров, а также обсуждение общих проблем. Причем обсуждение максимально неформальное. В Секретариате АТЭС (он находится в Сингапуре) работает на постоянной основе менее 100 человек, что делает сообщество (чье население суммарно превышает 2,5 млрд человек) наименее бюрократизированной межгосударственной структурой в мире. Главными рабочими органами АТЭС являются деловой консультационный совет, три комитета экспертов (комитет по торговле и инвестициям, экономический комитет, административно-бюджетный комитет) и 11 рабочих групп по различным отраслям экономики. Итоги работы сообщества подводятся на ежегодных саммитах глав государств, там же определяются перспективы дальнейшей деятельности. С большей периодичностью проходят встречи министров иностранных дел и экономики.
Россия подала заявку на вступление в АТЭС в 1995 году и через три года стала полноправным членом сообщества (после чего на расширение АТЭС был объявлен 10-летний мораторий). В наступившем году саммит глав государств АТЭС впервые пройдет в нашей стране, на острове Русский, расположенном напротив Владивостока. Строительство объектов для саммита на о. Русский и обустройство самого Владивостока (включая строительство моста из города на остров) стало для России одной из двух главных общенациональных строек (наряду с подготовкой к Олимпийским играм в Сочи). В целях подготовки к саммиту, который пройдет в начале сентября, в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, Казани, Хабаровске состоится большая серия подготовительных мероприятий, включая встречи министров стран-участниц по различным направлениям и отраслям. Можно надеяться, что после этого саммита в сознании россиян произойдет окончательный перелом и мы поймем, что являемся страной не европейской, а евразийской.
Александр ХРАМЧИХИН