САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Союзное государство

Законодательный фундамент Союзного государства

Председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по законодательству и Регламенту Степан ШОРШОРОВ – о работе союзных законодателей.

Председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по законодательству и Регламенту Степан ШОРШОРОВ – о работе союзных законодателей.

– Стратегическое направление работы нашей комиссии было определено 15 лет назад в Смоленске, на первой сессии Парламентского Собрания. И если в июне 1996 года перед членами комиссии ставилась задача создать единую нормативно-правовую базу – для проведения общей финансово-экономической, бюджетной, налоговой и социальной политики,  формирования единых систем – энергетической, транспортной и связи,  размещения новых и модернизации существующих производственных мощностей,  взаимодействия в вопросах занятости населения, унификации трудового законодательства, проведения согласованной внешнеэкономической политики, совместной организации таможенного дела и так далее, то в начале 2000 года в Договоре о создании Союзного государства было предусмотрено формирование Парламента Союзного государства и предоставление ему функций по принятию нормативно-правовых актов прямого действия, принятие Конституционного Акта Союзного государства. В конце 2010 года на двадцать втором заседании постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России по вопросам строительства Союзного государства речь уже шла о создании органа Союзного государства, в компетенцию которого входили бы полномочия по разработке и правовой экспертизе проектов нормативно-правовых актов Союзного государства, регистрация и учет нормативно-правовых актов, обмен правовой информацией и о разработке форм участия в подготовке международных договоров по вопросам ведения Союзного государства.
Это говорит о том, что Союзное государство состоялось. Сегодня это  наиболее успешная в политическом, экономическом, военном, социальном и иных отношениях модель интеграционного взаимодействия на постсоветском пространстве.
В рамках Союзного государства заключен ряд международных договоров, которые устанавливают, что граждане и субъекты хозяйствования Беларуси и России имеют равные права с гражданами и субъектами хозяйствования своего государства. Граждане одной страны могут въезжать в другую по внутреннему паспорту, без оформления виз, миграционных карточек, пограничного и таможенного досмотра. На территории Союзного государства россияне и белорусы могут свободно получать образование, устраиваться на работу, оформлять вид на жительство без ограничений, предусмотренных для иностранных граждан. Для оформивших статус постоянного или временного проживания медицинское, социальное, пенсионное обеспечение такое же, как для собственных граждан. Решены вопросы обмена жилыми помещениями, перевода пенсий и другие.
Для субъектов хозяйствования созданы условия для свободной торговли и допуска на рынки, отменен таможенный досмотр. Причем сделано это задолго до формирования Таможенного союза между Россией, Беларусью и Казахстаном. Благодаря унификации национальных законодательств многие положения Гражданского и Гражданско-процессуального кодексов Республики Беларусь аналогичны положениям соответствующих правовых актов Российской Федерации.

Правовые нормы Хозяйственно-процессуального кодекса Республики Беларусь и Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации в основном унифицированы и противоречий не содержат. Немало сделано для унификации и гармонизации таможенного законодательства, законодательства в сфере обороны, безопасности, пограничной политики и правоохранительной деятельности, военно-технического сотрудничества, по сближению правовой базы в сфере банковской деятельности, в социальной сфере.
Однако, как считают специалисты, в недостаточной степени гармонизированы жилищное законодательство, законодательство о культуре и искусстве, об обороне, об использовании, охране и защите лесов, о строительстве, архитектуре и градостроительстве и в других областях. Согласен с теми, кто считает, что полная унификация законодательства между двумя государствами невозможна, а лишь в той мере, в какой это необходимо для функционирования Союзного государства.
Тем удивительнее было недавно читать, что в заключении Счетной палаты Российской Федерации и Комитета государственного контроля Республики Беларусь по отчету Совета Министров Союзного государства об исполнении бюджета Союзного государства за 2009 год в который раз отмечено «несовершенство существующей нормативной базы и неоправданно низкие темпы ее развития».  В первую очередь замечания касались Порядка формирования и исполнения бюджета Союзного государства в редакции 2006 года. А ведь союзный бюджет – Основной закон Союзного государства, без которого оно нежизнеспособно.
Безусловно, союзные законодатели не несут ответственность за просчеты заказчиков и исполнителей, некачественную разработку программ, нерасторопность российского Минфина. Но мы можем активнее использовать свои полномочия – направлять запросы Парламентского Собрания и приглашать ответственных должностных лиц на «правительственный час». Всестороннее, углубленное обсуждение «буксующих» вопросов в кругу всех заинтересованных лиц активизирует сближение национальных законодательств. Недаром союзные законодатели считают необходимым инициировать обсуждение на сессиях Парламентского Собрания проектов национальных законов, затрагивающих предметы ведения Союзного государства, разработать концепцию и инициировать разработку методических основ сближения законодательств с учетом рекомендаций членов Научно-консультативного совета Парламентского Собрания и ученых двух стран. Это необходимо, чтобы найти наиболее оптимальные пути развития общей законодательной базы. Ведь единое правовое пространство – это фундамент, на котором сегодня строится, а завтра будет стоять Союзное государство.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Руководители авиастроительных компаний «Яковлев» и «Туполев» покидают свои посты
  2. Александр Лукашенко направился с официальным визитом в Пакистан
  3. В Беларуси установят самую большую в Европе новогоднюю ёлку
  4. Вячеслав Володин: Родители школьников жалуются на чрезмерную учебную нагрузку
  5. За ночь 23 украинских беспилотника уничтожили над четырьмя регионами РФ
  6. Владимир Путин: РФ будет продолжать испытания новейших ракет, в том числе в боевых условиях
  7. Александр Лукашенко дал политическое убежище польскому экс-судье Томашу Шмидту
  8. Дмитрий Мезенцев принял участие в заседании коллегий МИД Беларуси и России
  9. Картошку от Александра Лукашенко посадят в горах Дагестана
  10. Вячеслав Володин: Владимир Путин принял решение, которое мы поддерживаем
  11. Сергей Лавров: РФ и Беларусь будут добиваться справедливости, используя оставшиеся международные правовые инструменты
  12. Сергей Лавров и Максим Рыженков обсудили подготовку заседания Высшего госсовета Союзного государства
  13. Главы МИД РФ и Беларуси подписали заявление об общем видении Евразийской хартии
  14. Сергей Лавров заявил, что Беларусь сможет участвовать во всех мероприятиях БРИКС
  15. Сергей Лавров: Зеленский испугался ответа на применение дальнобойных ракет

Парламентское Собрание

Вячеслав Володин: ПС в декабре рассмотрит бюджет Союзного государства на 2025г

Вячеслав Володин заявил, что в декабре пройдет Парламентское Собрание Союза Беларуси и России, где будет рассмотрен бюджет Союзного государства на следующий год.

Политика

Кто сомневается - напрасно, ответ всегда будет

Чтобы снизить пыл погорячившегося Байдена и его своры, им сказали о последствиях. И показали в действии новое супероружие - «Орешник».

МНЕНИЯ

Сожгли шалаш Ленина. Хотят поджечь страну?

Михаил Васильев

Поступать с историческими памятниками как на Украине – желать России такой же судьбы

Зачем Абхазии валюта Союзного государства?

Анатолий Заусайлов

Местная оппозиция предлагает сделать республику полигоном для ее тестирования

Прилет по приглашению

Павел Родионов

«Опять зеленеет орешник. Орешник под нашим окном».

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также