САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Союзное государство

Законодательный фундамент Союзного государства

Председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по законодательству и Регламенту Степан ШОРШОРОВ – о работе союзных законодателей.

Председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по законодательству и Регламенту Степан ШОРШОРОВ – о работе союзных законодателей.

– Стратегическое направление работы нашей комиссии было определено 15 лет назад в Смоленске, на первой сессии Парламентского Собрания. И если в июне 1996 года перед членами комиссии ставилась задача создать единую нормативно-правовую базу – для проведения общей финансово-экономической, бюджетной, налоговой и социальной политики,  формирования единых систем – энергетической, транспортной и связи,  размещения новых и модернизации существующих производственных мощностей,  взаимодействия в вопросах занятости населения, унификации трудового законодательства, проведения согласованной внешнеэкономической политики, совместной организации таможенного дела и так далее, то в начале 2000 года в Договоре о создании Союзного государства было предусмотрено формирование Парламента Союзного государства и предоставление ему функций по принятию нормативно-правовых актов прямого действия, принятие Конституционного Акта Союзного государства. В конце 2010 года на двадцать втором заседании постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России по вопросам строительства Союзного государства речь уже шла о создании органа Союзного государства, в компетенцию которого входили бы полномочия по разработке и правовой экспертизе проектов нормативно-правовых актов Союзного государства, регистрация и учет нормативно-правовых актов, обмен правовой информацией и о разработке форм участия в подготовке международных договоров по вопросам ведения Союзного государства.
Это говорит о том, что Союзное государство состоялось. Сегодня это  наиболее успешная в политическом, экономическом, военном, социальном и иных отношениях модель интеграционного взаимодействия на постсоветском пространстве.
В рамках Союзного государства заключен ряд международных договоров, которые устанавливают, что граждане и субъекты хозяйствования Беларуси и России имеют равные права с гражданами и субъектами хозяйствования своего государства. Граждане одной страны могут въезжать в другую по внутреннему паспорту, без оформления виз, миграционных карточек, пограничного и таможенного досмотра. На территории Союзного государства россияне и белорусы могут свободно получать образование, устраиваться на работу, оформлять вид на жительство без ограничений, предусмотренных для иностранных граждан. Для оформивших статус постоянного или временного проживания медицинское, социальное, пенсионное обеспечение такое же, как для собственных граждан. Решены вопросы обмена жилыми помещениями, перевода пенсий и другие.
Для субъектов хозяйствования созданы условия для свободной торговли и допуска на рынки, отменен таможенный досмотр. Причем сделано это задолго до формирования Таможенного союза между Россией, Беларусью и Казахстаном. Благодаря унификации национальных законодательств многие положения Гражданского и Гражданско-процессуального кодексов Республики Беларусь аналогичны положениям соответствующих правовых актов Российской Федерации.

Правовые нормы Хозяйственно-процессуального кодекса Республики Беларусь и Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации в основном унифицированы и противоречий не содержат. Немало сделано для унификации и гармонизации таможенного законодательства, законодательства в сфере обороны, безопасности, пограничной политики и правоохранительной деятельности, военно-технического сотрудничества, по сближению правовой базы в сфере банковской деятельности, в социальной сфере.
Однако, как считают специалисты, в недостаточной степени гармонизированы жилищное законодательство, законодательство о культуре и искусстве, об обороне, об использовании, охране и защите лесов, о строительстве, архитектуре и градостроительстве и в других областях. Согласен с теми, кто считает, что полная унификация законодательства между двумя государствами невозможна, а лишь в той мере, в какой это необходимо для функционирования Союзного государства.
Тем удивительнее было недавно читать, что в заключении Счетной палаты Российской Федерации и Комитета государственного контроля Республики Беларусь по отчету Совета Министров Союзного государства об исполнении бюджета Союзного государства за 2009 год в который раз отмечено «несовершенство существующей нормативной базы и неоправданно низкие темпы ее развития».  В первую очередь замечания касались Порядка формирования и исполнения бюджета Союзного государства в редакции 2006 года. А ведь союзный бюджет – Основной закон Союзного государства, без которого оно нежизнеспособно.
Безусловно, союзные законодатели не несут ответственность за просчеты заказчиков и исполнителей, некачественную разработку программ, нерасторопность российского Минфина. Но мы можем активнее использовать свои полномочия – направлять запросы Парламентского Собрания и приглашать ответственных должностных лиц на «правительственный час». Всестороннее, углубленное обсуждение «буксующих» вопросов в кругу всех заинтересованных лиц активизирует сближение национальных законодательств. Недаром союзные законодатели считают необходимым инициировать обсуждение на сессиях Парламентского Собрания проектов национальных законов, затрагивающих предметы ведения Союзного государства, разработать концепцию и инициировать разработку методических основ сближения законодательств с учетом рекомендаций членов Научно-консультативного совета Парламентского Собрания и ученых двух стран. Это необходимо, чтобы найти наиболее оптимальные пути развития общей законодательной базы. Ведь единое правовое пространство – это фундамент, на котором сегодня строится, а завтра будет стоять Союзное государство.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Российские сенаторы, артисты и спортсмены сразились в хоккейном матче в поддержку участников СВО
  2. Ольга Германова: Мы прогоним врага с нашей Курской земли
  3. Вячеслав Володин потребовал от чиновников Саратова перевести школы на односменное обучение
  4. Минобороны: В Курской области ВСУ за сутки потеряли до 260 боевиков и 50 единиц техники
  5. Российские войска заняли правый берег реки Жеребец в ДНР
  6. Владимира Путина пригласили на инаугурацию Президента Мексики
  7. Золотовалютные резервы Беларуси превысили 8,5 млрд долларов
  8. Нигер разрывает дипломатические отношения с Украиной
  9. Военкоры: Главная цель атаки ВСУ на границе РФ - Курская АЭС
  10. Владимир Джабаров: Беспорядки в Британии говорят о глубоком кризисе доверия в обществе
  11. Александр Лукашенко: Беларусь готова к плодотворной совместной работе с Кот-д'Ивуаром
  12. Число пострадавших из-за атак ВСУ в Курской области увеличилось до 28 человек
  13. Митин: Провел заседание Международного «Агробизнесклуба»
  14. МО РФ: ВСУ силами до 300 человек атаковали позиции ВС РФ под Курском
  15. Владимир Путин поручил учитывать уровень рождаемости при оценке глав регионов РФ

Парламентское Собрание

Ольга Германова: Когда идет агония, враг бесчинствует от злобы

Пока в Львовской области радуются сносу всех памятников СССР, Россия и Беларусь гордятся славным прошлым и возводят новые монументы.

Политика

Если у домов сорвало крышу - починят. Если у воров — посадят

В Мозырском районе Александр Лукашенко проверил ход работ по устранению последствий разгула стихии

МНЕНИЯ

Отчаянная попытка заявить о себе

Татьяна Вахромеева

Наступление ВСУ ничего не даст Украине, это очередная пиар-акция.

За штурвалом – обжоры и пьяницы

Павел Родионов

Истребители F-16, о поставке которых на Украину, Запад прожужжал все уши, кажется, все-таки добрались до Незалежной. Впрочем, до Незалежной ли?

Марс атакует!

Юлия Новицкая

Возможность полета к Красной планете в ближайшем будущем очень призрачная.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также