С заботой о здоровье граждан
В Архангельске прошло двадцать шестое заседание постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании по вопросам строительства Союзного государства на тему «Основные проблемы и пути совершенствования сферы медицинского обслуживания граждан Союзного государства».
Давние партнеры
Архангельск неслучайно был выбран для проведения этого мероприятия. Еще в 2004 году между Архангельской торгово-промышленной палатой и Торгово-промышленной палатой Республики Беларусь было подписано соглашение о сотрудничестве, предусматривающее оказание содействия развитию малого и среднего бизнеса, обмен информацией, совместное проведение выставок, ярмарок, семинаров, конференций и других мероприятий.
Сегодня на постоянной основе осуществляются контакты Правительства Архангельской области с дипломатическими учреждениями Республики Беларусь в Российской Федерации, а также с Архангельской региональной общественной организацией «Землячество «Беларусь».
На потребительском рынке в городах Архангельской области активно реализуются товары народного потребления, произведенные в Беларуси: мягкая и корпусная мебель, товары швейной промышленности (пальто, костюмы, белье), кожгалантерея, косметическая продукция. Успешно развивается сотрудничество машиностроительных предприятий области с белорусскими партнерами. Так, Соломбальский машиностроительный завод сотрудничает с МАЗом.
Сегодня на территории Архангельской области зарегистрировано 9 предприятий с участием белорусского капитала.
Налажено транспортное сообщение: авиакомпания «Нордавиа» имеет опыт организации чартерных рейсов через аэропорт Гомель. Летом этого года открыт железнодорожный маршрут Минск – Архангельск.
Представители сельскохозяйственных и торговых предприятий и организаций из Беларуси на регулярной основе принимают участие в ежегодной сельскохозяйственной и торгово-промышленной выставке «Маргаритинская ярмарка» в Архангельске.
Гордость Поморья - врачи
Открывая семинар, глава Архангельской области Илья Михальчук отметил, что своей основной задачей в сфере здравоохранения правительство региона видит повышение доступности и качества медицинской помощи. По его словам, на эти цели будет выделено около 7 млрд рублей. Кроме того, губернатор рассказал о поддержке работников социальной сферы. В регионе запущена новая система ипотеки для бюджетников, согласно которой субвенция на квартиру составляет от трехсот тысяч до полутора миллионов рублей. Несмотря на кризис, область нашла средства и на повышение оплаты труда работников социальной сферы и направила на строительство служебного жилья для врачей около одного миллиарда рублей.
Илья Михальчук подчеркнул, что в последние годы в Архангельской области намечена тенденция снижения младенческой смертности. Наблюдается положительная динамика и в работе онкологической службы области. Уменьшилась смертность от рака.
Губернатор обратил внимание, что гордость Поморья – высококвалифицированные врачи, о работе которых знают не только в других регионах России, но и за рубежом.
Илья Михальчук сказал, что в рамках модернизации регионального комплекса здравоохранения продолжится создание межрайонных центров, строительство фельдшерско-акушерских пунктов, Северного детского офтальмологического комплекса. Особое внимание губернатор уделяет обеспечению профессиональными кадрами районов Архангельской области. Сегодня в целях подготовки специалистов для здравоохранения области по целевой контрактной подготовке проходят обучение 327 человек.
В свою очередь, министр здравоохранения и социального развития Архангельской области Лариса Меньшикова в качестве путей решения кадровой проблемы назвала повышение уровня оплаты труда, обеспечение жильем работников учреждений здравоохранения, а также повышение престижа профессии. Кроме того, министр познакомила участников семинара с программой повышения качества и доступности медицинской помощи для жителей Архангельской области и рассказала о мероприятиях по развитию семейной медицины в регионе. «Всего на реализацию данного направления планируется направить 58,2 млн рублей, в том числе на осуществление денежных выплат и мер социальной поддержки специалистам общей врачебной практики – 13 млн рублей», – сказала она.
Кто вылечит студентов?
Одним из центральных выступлений семинара стал доклад начальника Департамента социальной политики и информационного обеспечения Постоянного Комитета Союзного государства Татьяны Ковалевой о практическом обеспечении равных прав на медицинскую помощь граждан Беларуси в учреждениях здравоохранения России и россиян – в медучреждениях Беларуси.
Как известно, в 2008 году вступило в силу Соглашение между Беларусью и Россией о порядке оказания медицинской помощи гражданам Республики Беларусь в учреждениях здравоохранения Российской Федерации и гражданам Российской Федерации – в учреждениях здравоохранения Республики Беларусь.
Между тем, как отметила Татьяна Ковалева, в зависимости от статуса пребывания на территории России, на граждан Беларуси распространяется различный порядок оказания медицинской помощи. Такая же проблема есть и у россиян в Беларуси.
Так, нет никаких проблем на получение медицинской помощи у граждан Республики Беларусь, постоянно проживающих в России. С
1 января 2011 года они могут получить врачебную помощь по полису ОМС в любом регионе Российской Федерации вне зависимости от места постоянной регистрации гражданина и получения ими полиса ОМС.
Однако соглашение 2008 года не предусматривает бесплатной плановой медпомощи таким уязвимым категориям белорусских граждан, временно пребывающим и не работающим на территории России, как студенты, аспиранты, пенсионеры.
Между тем в вузах России ежегодно обучается около 20 тыс. белорусских граждан. Согласно нормативным документам, они имеют право на получение бесплатной скорой медицинской помощи и медицинской помощи в случае возникновения у них в период пребывания в Российской Федерации заболеваний, представляющих опасность для окружающих. Они также могут приобретать в Российской Федерации полисы добровольного медицинского страхования и, в соответствии с ними либо непосредственно оплачивая услуги за счет личных средств, получать плановую медицинскую помощь. Однако, как показывает практика, например Смоленского государственного университета, в котором обучаются 116 студентов из Беларуси, учащиеся не могут обратиться в страховые медицинские компании, поскольку в последние годы органы Управления федеральной миграционной службы не осуществляют временную регистрацию граждан на 3 года.
В свою очередь, Минздравсоцразвития России считает, что весь объем финансирования бесплатной медпомощи для данной категории граждан относится к полномочиям органов местного самоуправления.
На сегодняшний день Посткомом Союзного государства получена информация из 84 субъектов Российской Федерации об объемах, видах и условиях оказания бесплатной медицинской помощи гражданам Республики Беларусь, временно пребывающим и работающим в России по трудовым договорам. Из них только 34 субъекта Российской Федерации подтвердили, что временно пребывающие и работающие по трудовым и авторским договорам в России граждане Беларуси имеют равные права с гражданами Российской Федерации на получение медицинской помощи.
Как отметила Татьяна Ковалева, вопрос оказания гражданам Беларуси, временно пребывающим и работающим в России по трудовым договорам, находится на особом контроле в Департаменте социальной политики и информационного обеспечения Постоянного Комитета Союзного государства.
По мнению Ковалевой, целесообразен поиск механизма финансирования медицинской помощи, который позволил бы уравнять в правах на получение медпомощи временно пребывающих и не работающих на территории другого государства студентов, аспирантов, пенсионеров (до получения ими вида на жительство при переезде).
Что касается россиян, то в 2010 году скорую медицинскую помощь на территории Беларуси получили 12 625 человек, плановая медпомощь была оказана 59 143 россиянам.
Участники семинара рекомендовали Минздравсоцразвития России и Минздраву Беларуси принять дополнительные меры по повышению реальной доступности медицинской помощи для широких слоев населения и обеспечению равных прав гражданам в получении медицинской помощи, в том числе студентам и аспирантам дневных форм обучения в образовательных учреждениях другого государства – участника Договора о создании Союзного государства.
Борьба с инсультом - будущая союзная программа
Заместитель руководителя секции по демографии и охране здоровья Научно-консультативного совета Парламентского Собрания Союза Беларуси и России Сергей Скребец отметил, что за время существования Союзного государства, при действующей практике создания и финансирования из средств Союзного бюджета целевых программ, не было реализовано ни одной фундаментальной программы, затрагивающей интересы здравоохранения наших стран.
В начале этого года ряд ведущих специалистов Беларуси и России выступили с инициативой о создании союзной программы по борьбе с инсультом.
Обоснованная необходимость в разработке и реализации программы очевидна. Так, по данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, от инсульта ежегодно страдает не менее 400 тыс. человек, что существенно превосходит заболеваемость в развитых странах мира; только в Москве ежемесячно госпитализируется более 2000 больных инсультом.
В Республике Беларусь данная проблема стоит не менее остро. По оперативным данным, за 12 месяцев 2010 года общее число умерших по причине ЦВБ составило 17 179 человек (за 12 месяцев 2009 года –
17 484 человека), интенсивный показатель смертности составил 177,5 на 100 тыс. (за 12 месяцев 2009 года – 180,4 на 100 тыс.).
Вызывает тревогу и то обстоятельство, что рост накопленного контингента инвалидизированных больных, перенесших инсульт, происходит в основном за счет именно лиц работоспособного (до 60 лет) возраста. Сегодня менее 20% из них способны вернуться к прежней работе, что накладывает особые обязательства на членов семьи больного.
К сожалению, следует признать, что смертность от инсульта и его осложнений в России и Беларуси в 2-5 раз выше, чем в США и странах Евросоюза.
Таким образом, инсульт остается чрезвычайной по значимости медико-социальной проблемой, причем как для Российской Федерации, так и для Республики Беларусь.
Прямые расходы и косвенные потери бюджетов обеих стран с учетом стоимости лечения одного пациента сопоставимы с годовым бюджетом расходов на здравоохранение стран – участниц Союзного государства в целом.
Основой программы Союзного государства Беларуси и России по борьбе с инсультом должны стать шаги по сближению существующих подходов в профилактике, лечении и реабилитации ЦВЗ в системах здравоохранения Беларуси и России, что, в свою очередь, является логическим продолжением законотворческой работы Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по унификации и гармонизации оказания медицинской помощи гражданам наших стран.
– Следует учесть, что разрабатываемая программа не нацелена на подмену или замену национальных программ и инициатив по борьбе с ЦВЗ, а является дополнительным инструментом, способным значительно повысить эффективность отечественного здравоохранения, – заключил Сергей Скребец.
Участники семинара рекомендовали Минздравсоцразвития России и Минздраву Беларуси осуществить мероприятия по формированию совместной рабочей группы для подготовки проекта Концепции программы Союзного государства по борьбе с инсультом.
Кроме того, парламентарии двух стран обсудили проблемы оказания на территории Союзного государства скорой медицинской помощи при ДТП, сотрудничество в области детской онкологии и гематологии между Беларусью и Россией, роль социального партнерства в закреплении медицинских кадров как главного фактора обеспечения стабильности кадровой ситуации в отрасли и ряд других вопросов.
27 октября участники постоянно действующего семинара подвели итоги своей работы.
Александр ИВАНОВ