САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Союзное государство

Цель – суверенитет и безопасность

Во время последней встречи с генеральным секретарем ОДКБ Николаем Бордюжей Президент Беларуси Александр Лукашенко заверил, что белорусское председательство в Организации непременно приведет к хорошим переменам. Очень важно, что Беларусь и Россия занимают единую позицию по вопросам дальнейшего развития Организации Договора о коллективной безопасности.
По каким основным направлениям необходимо реформировать ОДКБ и к чему мы должны в итоге прийти? Каким образом мы, страны-участники, намерены поставить надежный заслон растущим вызовам и угрозам новейшего времени? Эти вопросы «Союзное вече» адресовало председателю Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по безопасности, обороне и борьбе с преступностью, заместителю председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по национальной безопасности Анатолию ВАНЬКОВИЧУ.

Во время последней встречи с генеральным секретарем ОДКБ Николаем Бордюжей Президент Беларуси Александр Лукашенко заверил, что белорусское председательство в Организации непременно приведет к хорошим переменам. Очень важно, что Беларусь и Россия занимают единую позицию по вопросам дальнейшего развития Организации Договора о коллективной безопасности.
По каким основным направлениям необходимо реформировать ОДКБ и к чему мы должны в итоге прийти? Каким образом мы, страны-участники, намерены поставить надежный заслон растущим вызовам и угрозам новейшего времени? Эти вопросы «Союзное вече» адресовало председателю Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по безопасности, обороне и борьбе с преступностью, заместителю председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по национальной безопасности Анатолию ВАНЬКОВИЧУ.

– Нынешний год стал годом реальной консолидации ОДКБ и, что самое главное, практической реализации наших общих решений, которые, я считаю, давно назрели. Это прежде всего налаживание механизмов кризисного реагирования, отработка применения Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) и миро-
творческая деятельность. Все страны-участники согласились с тем, что приоритетными направлениями в деятельности Организации должны стать раннее выявление дестабилизирующих явлений, предотвращение развития кризисов и конфликтных ситуаций, своевременная коллективная помощь на начальных стадиях кризисного развития, внешних угроз или разно-
гласий между государствами ОДКБ, активизация консультативного механизма, согласование своих позиций на международной арене, а также обязательная поддержка интересов любого из государств – членов Организации, которое подверглось давлению или вмешательству извне. Кроме того, очень серьезное внимание будет и дальше уделяться уже начатой работе над созданием межгосударственного механизма сотрудничества по формированию безопасного информационного пространства.
Особенно важно, что Беларусь и Россия занимают единую позицию по всем вопросам дальнейшего развития ОДКБ. Идея Президента Беларуси Александра
Лукашенко о расширении сотрудничества в рамках ОДКБ поддержана Президентом России Дмитрием Медведевым. Перспектива развития Организации стала первым блоком обсуждаемых вопросов и на недавней встрече президентов наших братских стран в Сочи. То есть на сегодня мы – единомышленники во всем, что относится к развитию ОДКБ.
– Каким, по-вашему, должен быть конечный итог реформирования ОДКБ?
– Ни одно, даже самое мощное государство не способно сегодня эффективно противостоять всем нынешним вызовам и угрозам. И то, что во всем мире страны объединяются в союзы и военные блоки, вполне закономерно и естественно. В свое время мы, семь стран постсоветского пространства, тоже сделали этот шаг – создали ОДКБ. И, подчеркну, никогда не закрывали свою Организацию для потенциальных участников. Как не закрываем, кстати, сегодня и наш Таможенный союз, и Единое экономическое пространство, и я уверен, таким же открытым будет в будущем наш Евразийский союз.

Но, что касается ОДКБ, на сегодня сама ситуация в мире, которую мы все видим и понимаем, диктует нам необходимость еще более тесного сотрудничества в сфере безопасности, в том числе в военной области.
Сегодня мы реально движемся к созданию полноценной военно-политической организации. При этом четко определились: вот национальные интересы наших стран, и мы намерены их все вместе защищать. Мы не намерены ущемлять чьи-то интересы, мы не собираемся ни на кого нападать, наша главная и единственная цель – обеспечение суверенитета и безопасности своих стран. И если мы примем это решение, нам, естественно, надо будет, как во всякой военно-политической организации, четко выстраивать ее структуру и определять и закреплять законодательно порядок ее деятельности.
Первый конкретный шаг в этом направлении мы уже сделали, приняв решение о необходимости создания КСОР. А это уже не просто пожелания – это большая, кропотливая и ответственная работа по созданию совместной военной структуры, со всей обязательной при этом четкой схемой ее функционирования.
Я убежден, что те принципы, которые заложены в основу военного и военно-технического сотрудничества Беларуси и России, могут и должны быть положены в основу реорганизации ОДКБ, так как наши страны в этом направлении уже прошли большой и непростой путь, на котором были и пробы, и даже ошибки, но который привел нас к реальным результатам. Посмотрите, насколько четко и слаженно действовали на последних совместных учениях на полигоне Ашулук, да и на всех предыдущих учениях последних лет, военнослужащие России и Беларуси. Однако чтобы этого добиться, сколько белорусскими и российскими военными было проведено совместных мероприятий боевой и оперативной подготовки, на которых все было тщательно отработано – кто и на каком этапе управляет войсками, каков порядок и цели их применения. И все это у нас на сегодня закреплено законодательно. Мало того, у нас выработана единая военно-техническая политика, единые подходы к подготовке кадров, и все это уже приносит реальный результат.  
– Один из вопросов, который не дает покоя противникам нашей интеграции, – возможность и законность применения КСОР для предотвращения попыток государственных переворотов в странах – участниках Организации. На ваш взгляд, насколько широким должен быть мандат Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ?
– Он должен быть достаточным для того, чтобы надежно обеспечить суверенитет наших стран и безопасность наших граждан. Если начнет литься кровь и будут гибнуть старики, женщины и дети, неужели мы, по просьбе законного руководства страны – участника нашей Организации, не имеем права пресечь эти преступные, антиконституционные и антигуманные действия?
Не только имеем право – мы обязаны это сделать. Причем сделать своевременно и решительно. Вы помните, во время трагических событий в Киргизии в 2010 году белорусская сторона, обращаясь к участникам ОДКБ, настаивала на немедленном прекращении кровопролития, причем любыми средствами? Знаете, лично мне тогда было неважно, кто прав или виноват в том политическом споре. Для меня, как и для всех белорусов, самым страшным было то, что гибнут ни в чем не повинные, беспомощные люди. Но тогда у нас просто не было механизма оперативного реагирования на подобные угрозы, как не было и нормативной базы, регулирующей такое реагирование. Все это нам предстоит создать.
Тем не менее самое главное, основное направление деятельности  КСОР – миротворческое. Коллективные силы оперативного реагирования, состоящие из специально подготовленных к своей непростой миссии профессионалов, обязаны своевременно выдвигаться к месту возникновения кризисной ситуации и предпринимать все возможное для того, чтобы не допустить кровопролития. Либо, если это еще возможно, действуя на упреждение, предотвратить вероятный конфликт. Эти силы также смогут оказывать при необходимости помощь правоохранительным органам в борьбе с различными видами трансграничной преступности и с прочими угрозами, несущими в себе повышенную, масштабную опасность. КСОР, я уверен, смогут оказать реальную помощь в чрезвычайных ситуациях – например, в  случае природных катаклизмов или стихийного бедствия. В общем, их мандат будет, я думаю, достаточно широким, и в процессе деятельности, по решению наших стран, он может быть дополнен.
На сегодняшний день выжидательная политика в отношении нашей коллективной безопасности просто неприемлема. На это неоднократно и настойчиво обращал внимание своих коллег по ОДКБ Президент Беларуси Александр Лукашенко. Кстати, белорусский парламент первым из парламентов стран – участников Организации уже ратифицировал практически весь пакет документов по ОДКБ – о внесении изменений в Устав Организации и в сам Договор о коллективной безопасности и о порядке и статусе формирования и функционирования сил и средств системы коллективной безопасности ОДКБ.
Мы благодарны всем участникам Организации за их понимание и готовность к более тесному сотрудничеству. И, конечно, особенно для нас важна позиция нашего самого близкого союзника – России. То, что наработано в рамках военного сотрудничества и в целом по вопросам безопасности при реализации наших союзных программ, дорогого стоит. Пример нашего сотрудничества в военной области, повторюсь, может быть эталоном при организации многостороннего военного сотрудничества – сначала в рамках ОДКБ, а в перспективе, я надеюсь, в рамках оформившейся военно-политической организации.

Беседовал Андрей БОБОК

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Польша намерена разместить механизированную бригаду на границе с Беларусью
  2. В Минский зоопарк передали амурского тигренка, спасенного в Хабаровском крае
  3. США приостанавливают выделение помощи Грузии в связи с принятием закона об иноагентах, заявил Блинкен
  4. Только у нас на канале: К чему привела замена Байдена на Камалу Харрис и как мир реагирует на шабаш в Париже
  5. Пахомов: С января мы приняли 11 важных федеральных законов, еще 52 законопроекта на рассмотрении Комитета
  6. Путин подписал указ о присвоении 314 отдельному радиотехническому полку почетного наименования
  7. Госдума: Бойцам СВО не грозит арест за использование гаджетов для боевых задач
  8. Володин: У политиков отпусков не бывает
  9. Вячеслав Володин: «закон Путина» об индексации пенсий работающим пенсионерам — это закон, который ждали все
  10. Завальный: Ситуация на российском рынке нефти и нефтепродуктов стабильна и управляема
  11. Госдума обязала иностранцев, получающих гражданство РФ, вставать на воинский учет
  12. Белоусов: РФ рассматривает Индонезию как одного из важнейших партнеров в АТР
  13. Владимир Путин: Рынок Индонезии представляет большой интерес для России
  14. Обращение ГД «К Председателю Правительства РФ Михаилу Мишустину по вопросу корректировки подзаконных актов в сфере миграционной политики»
  15. В России запретили продажу энергетиков детям

Парламентское Собрание

Елена Афанасьева: Бюджет - не для «поющих трусов»!

России нужна не цензура, а кодекс поведения артистов и порядок их финансирования.

Политика

Новороссия принадлежит России со времен Елизаветы

А защита Крыма - задача номер один.

МНЕНИЯ

Поздно спохватились

Татьяна Вахромеева

Военная стратегия США на поверку оказалась провальной.

Принять за 16 минут

Валерий Чумаков

Депутаты Государственной Думы за один день приняли два десятка важнейших законов

Тридцать две безнадежных надежды

Геннадий Давыдько

В Париже проходят Олимпийские игры. В них участвуют тридцать два наших соотечественника.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также