Равные, но не одинаковые
Только тогда, когда для белорусских и российских школьников и студентов будут созданы одинаковые условия поступления и учебы, можно будет сказать, что единое образовательное пространство Союзного государства окончательно сформировано. В этом уверен член Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам Владимир ЗДАНОВИЧ. О том, что уже достигнуто в этом направлении и какие задачи только предстоит вынести на повестку дня, парламентарий рассказал корреспонденту «СВ».
– Владимир Матвеевич, согласно Договору между Беларусью и Россией от 25 декабря 1998 года, граждане обеих стран имеют равные права на получение образования в Союзном государстве. Однако на практике не все обстоит гладко, как в союзных декларациях. Например, российские сертификаты Единого государственного экзамена при поступлении в белорусские вузы по-прежнему недействительны, как и белорусские сертификаты Централизованного тестирования в России. Какие шаги предпринимают союзные парламентарии для сближения образовательных процессов Беларуси и России?
– Для формирования общего образовательного пространства наших стран правовая база создана уже давно. Важнейшими документами явились Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан и Постановление Исполкома Сообщества Беларуси и России «О равных правах граждан на получение образования».
И, например, в вопросе взаимного признания документов об образовании для продолжения учебы наших граждан на территории Союзного государства уже практически никаких проблем не существует. Этому поспособствовало Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях, вступившее в силу еще в феврале 1996 года. Поэтому белорусское свидетельство о базовом образовании, аттестат об общем среднем образовании, диплом о профессионально-техническом образовании и диплом о среднем специальном образовании, выдаваемые в Республике Беларусь, признаются на территории Российской Федерации и дают право на продолжение обучения наравне с российскими документами об образовании, в том числе за бюджетные средства.
Вообще в законодательстве двух братских стран равные права на получение образования декларируются давно. И эти права формально действительно равные, но, к большому сожалению, не одинаковые, поэтому, к примеру, поступать в белорусские вузы россиянин будет по белорусским правилам, а белорус в России – по российским. Кроме того, человек поступает в вуз с определенной целью – получить специальность и приступить к работе или продолжить учебу на более высоком уровне. И вот тут-то больше всего проблем. Получение российского документа о незаконченном высшем образовании или диплома бакалавра создаст проблемы человеку при его трудоустройстве в Беларуси, а белорусского документа «исследователя» (выдается после окончания аспирантуры) – на территории России.
Диплом о среднем специальном образовании, выдаваемый в Республике Беларусь, и российский диплом о среднем профессиональном образовании также признаются в обоих государствах с оговоркой: «если продолжительность обучения и содержание образования по специальности сопоставимы». На мой взгляд, для того, чтобы никаких различий не было, необходимо правила игры сделать «идентичными» полностью. Для чего в первую очередь надо унифицировать сроки окончания школы, проведения испытаний и организационную форму самих вступительных испытаний, выработать единые требования к абитуриентам, привести в соответствие образовательные программы.
– Председатель Постоянной комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам Виктор Водолацкий в одном из интервью отметил, что россиянам было бы здорово перенять белорусский опыт, когда победители республиканских предметных олимпиад могут поступать в вуз без экзаменов. Что еще российская сторона может перенять у белорусской системы образования, и наоборот?
– В Республике Беларусь в последние годы действительно в высшие учебные заведения без вступительных испытаний зачисляются победители республиканской олимпиады по учебным предметам, проведенной Министерством образования в учебном году, который завершился в год приема. Что касается Российской Федерации, то предложение Виктора Водолацкого там уже тоже воплотилось в жизнь. С 2012 года российский олимпиадник может воспользоваться льготой при поступлении в один вуз.
Правда, меня несколько насторожило высказывание министра образования и науки России Андрея Фурсенко по поводу того, что среди олимпиадников могут быть люди, которые неправильно оказались победителями, как и среди рекордсменов по ЕГЭ – получившие высокие баллы абсолютно незаслуженно.
Наверное, именно этот момент – обеспечение честности и прозрачности – и сдерживает установление эквивалентности итогов ЦТ и ЕГЭ. Если бы российские ЕГЭ и олимпиадное движение приобрели такую же кристальную прозрачность и справедливость, как в Беларуси, то это могло бы стать основой для взаимного признания их результатов на территории всего Союзного государства, а в равенстве прав на образование был бы сделан уверенный шаг вперед. А белорусской стороне не помешало бы, в свою очередь, начать применять более демократичный способ подачи документов абитуриентами -– не в один, а в несколько вузов, как в России. Думаю, с внедрением электронной системы это осуществится.
– Не так давно в Минске состоялся «августовский педсовет» с участием Президента Республики Беларусь, где обсуждались актуальные вопросы в белорусской сфере образования. Каких же новшеств школьникам и студентам можно ожидать в ближайшее время?
– На совещании педагогического актива все обсуждаемые вопросы были крайне актуальными: и материальное обеспечение системы образования, и снижение налоговой нагрузки на учреждения образования, и повышение размера заработной платы педагогических работников, устранение их загруженности «бумаготворчеством», и качество образования. Хотя, по словам Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко, «лимит реформ в этой сфере исчерпан», им был поддержан ряд инициатив, которые уже в ближайшее время могут коснуться белорусских школьников и студентов. Во всех учреждениях образования будет вестись борьба против вредных привычек. Преподавание таких предметов, как информатика, иностранные языки и физкультура, будет носить преимущественно прикладной характер. Планируется осуществить структурную перестройку объемов подготовки студентов для устранения дисбаланса невостребованных и дефицитных профессий. Будут уменьшены сроки обучения в вузах на четверть за счет прежде всего сокращения непрофильных дисциплин либо количества часов на их изучение. Вузовские программы станут ориентироваться на практическое применение получаемых знаний. Возможно, последние два года учебы студент будет проводить в условиях производства, на котором и будет потом работать.
Кроме того, после анализа итогов вступительной кампании 2011 года Государственная комиссия по контролю за ходом вступительных испытаний предлагает внести изменения в национальные правила приема в высшие и средние специальные учебные заведения. В частности, пересмотреть систему льгот и раздельного конкурса для сельских и городских абитуриентов, увеличить весомость отметки по профильному предмету, увеличить время ответов на задания для некоторых испытаний, ввести на испытании «творчество» аудио– и видеозапись, распространить опыт проведения вступительной кампании в Академии искусств и Академии музыки – выставление оценки за творчество как основной – на все остальные вузы Беларуси, где есть подобное испытание.
– Как известно, престиж учителя с каждым годом падает. Какие шаги необходимо предпринять, чтобы вернуть престиж профессии?
– Престиж учителя – тема для особого разговора. Это очень многогранное понятие, включающее и высокий профессионализм человека, и оценку обществом его труда. В наших государствах в школах работают в подавляющем большинстве талантливые и преданные делу педагоги. Их труд особый – на уровне самопожертвования. Но, к сожалению, и в России, и в Беларуси к образованию стали относиться как к сфере услуг, а к учителю – как к человеку, который должен что-то произвести. Но ведь «товар»-то у него только один – ученик, и как оценить стоимость этого «товара», а также эффективность учительского труда, не знает точно никто… Престиж профессии может вернуть только государство: через рост зарплаты, уменьшение бесконечного числа бесплатных и часто бесполезных поручений, сокращение бумажной работы, введение гарантированного социального пакета, включающего выделение жилья и достойное обеспечение в старости. Учитывая, что статус учителя определяется и его личностными качествами, очень полезным было бы отбирать для учебы в педагогические вузы только действительно склонных к педагогическому труду, а не всех, кто просто не добрал баллов в другой вуз.
– Будут ли вынесены на обсуждение вопросы о дальнейшем формировании единого образовательного пространства между Беларусью и Россией на предстоящей осенней сессии союзных парламентариев?
– Вопросы формирования единого образовательного пространства между Беларусью и Россией никогда не снимались и не будут сниматься с повестки дня. Мы их обсуждаем буквально на каждом заседании профильной комиссии Парламентского Собрания если не официально, то в кулуарах. Мы видим, что в условиях глобализации экономики выход на международный рынок образовательных услуг в качестве полноправного и мощного конкурента является для наших систем образования важнейшим направлением. Без освоения разнообразных способов взаимоотношений друг с другом, создания различных объединений, совместных российско-белорусских образовательных ассоциаций, альянсов, консорциумов, кластеров завоевать этот рынок будет невозможно. А на предстоящей осенней сессии важнейшими вопросами станут исполнение бюджета Союзного государства в сфере образования за первое полугодие текущего года и его формирование на 2012 год.
Марина БРУЯКО