Межпарламентский диалог
Парламентское Собрание Союза Беларуси и России продолжает работу по развитию взаимодействия с парламентскими структурами других международных организаций, прежде всего с Парламентской ассамблеей Черноморского экономического сотрудничества (ПАЧЭС), Межпарламентским союзом (МПС), установлению связей с Межпарламентской ассамблеей. О сегодняшнем опыте сотрудничества и перспективах межпарламентской деятельности Парламентского Собрания рассказывает председатель Комиссии Парламентского Собрания по вопросам внешней политики, председатель Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по международным делам и национальной безопасности Нина Мазай.
– Нина Николаевна, можно ли уже говорить о сложившейся практике союзной парламентской дипломатии? В чем заключается интерес со стороны депутатов Парламентского Собрания, участвующих в качестве наблюдателей в работе межпарламентских организаций?
– Я бы говорила не о сложившейся, а о складывающейся парламентской дипломатии Союзного государства. И здесь не только проявление интереса со стороны депутатского корпуса к работе своих коллег из других государств. Такие встречи чрезвычайно важны и полезны. Мы можем использовать площадки межпарламентских организаций для того, чтобы обсуждать вопросы, волнующие не только Республику Беларусь и Российскую Федерацию, а большинство стран того или иного региона. Союзные парламентарии высказывают свою точку зрения на существующие проблемы и предлагают пути их решения. Причем делают они это не только от имени России или Беларуси, но и от Парламентского Собрания Союза Беларуси и России в целом.
Практика мирового парламентского сотрудничества, создание межпарламентских структур имеют богатую историю. Депутаты Парламентского Собрания изучают опыт таких межпарламентских структур, как Межпарламентский союз. Парламентариям также интересны международные организации, образовавшиеся в результате сугубо экономических интересов ряда стран. Это, например, Организация Черноморского экономического сотрудничества.
Еще, по моему мнению, парламентариям важно не замыкаться в своем пространстве, а смотреть, что происходит на далеких от нас региональных площадках. Мир сегодня взаимосвязан. Благодаря информационным технологиям термин «география» в некотором смысле уже перестал существовать. Стерты и временные границы. Поэтому депутатам Парламентского Собрания интересен и опыт региональных межпарламентских структур по взаимодействию с органами исполнительной власти, их взгляд на проблемы международного сотрудничества.
– Расскажите, как в межпарламентских структурах воспринимают Парламентское Собрание? Как межпарламентскую организацию или Парламент Союзного государства?
– Мне кажется, что это второстепенный вопрос. Формат Парламентского Собрания позволяет говорить как о межпарламентской структуре, созданной парламентами России и Беларуси, так и об организации, которая сегодня де-факто выполняет роль парламента строящегося Союзного государства. Говорить же о чем-то завершенном и сложившемся еще пока рано.
– Каковы приоритеты внешней политики Союзного государства? Какие направления сотрудничества вы бы выделили в Программе согласованных действий в области внешней политики государств – участников Договора о создании Союзного государства?
– Вы уже частично ответили на свой вопрос. В основе внешней политики Союзного государства как раз и находится данная программа. Но я бы не стала выделять в ней какие-то особые аспекты. Давайте просто посмотрим на те решения, которые в последние годы были реализованы на международных площадках. Если внимательно изучить деятельность Генеральной ассамблеи ООН, ОБСЕ и других международных организаций, в том числе на пространстве СНГ, будет ясно, что все инициативы России или Беларуси по решению международных проблем не были продуктом лишь одной из сторон. Это были наши совместные идеи и предложения. Поддержав их, многие страны лишний раз подтвердили, что мы точно определили основные приоритеты в области международной деятельности.
Беседовал
Сергей ЯСЮНАС