Художник не спрячется
Об этом заявил министр
юстиции Беларуси Виктор
ГОЛОВАНОВ во время онлайн-конференции, организованной БелТА.
Олег ШЕВЕЛЬ, Минск
– Обеспечение исполнения постановлений судов и других органов является одной из приоритетных задач Министерства юстиции Республики Беларусь. На протяжении последних пяти лет нами постоянно принимались меры, направленные на повышение качества исполнения. И это дает результат: с 2006 по 2010 год судебными исполнителями по исполнительным документам было взыскано два триллиона рублей.
Однако значительное количество должников умышленно уклоняются от исполнения денежных обязательств. Они научились скрывать свое имущество, оформлять его на других лиц, работать без оформления трудовых отношений и таким образом скрывать свой заработок. Видя эти проблемы, мы постоянно вносим необходимые предложения по совершенствованию законодательства.
Есть и те, кто выезжает за пределы Республики Беларусь в страны постсоветского пространства, к примеру в Россию, Казахстан. Для того чтобы более эффективно работать с такими гражданами, Министерство юстиции Беларуси участвует в подготовке проекта Соглашения государств – членов ЕврАзЭС о сотрудничестве по оказанию правовой помощи и обмену информацией при осуществлении принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц.
Проектом соглашения предусматривается возможность не только установления наличия имущества должника, но и осуществление ареста имущества, денежных средств, ценных бумаг и передача их на хранение на территории запрашиваемого государства без соответствующей процедуры признания судебного акта.
– Известно, насколько сложно получить алименты от папаши, который живет и работает в России, есть проблемы и с выполнением других решений белорусских судов. Что предпринимается в этом направлении?
Кирилл СИВИЦКИЙ,
Витебская область
– Сейчас мы ведем переговоры с Министерством юстиции Российской Федерации о том, чтобы судебные решения белорусских судов напрямую исполнялись в России. Они сейчас исполняются, но идет своеобразный процесс их признания: то есть решения поступают в суд, проходит заседание суда, затем они признаются и только после этого вступают в силу на территории России. Министерство юстиции России никаких предложений против упрощения данной процедуры не выдвигает. Таким образом, мы в еще большей степени защитим права граждан Беларуси и граждан Российской Федерации.
– Нижняя палата белорусского парламента приняла в первом чтении поправки в Кодекс о браке и семье. Меня интересуют изменения в правилах регистрации брака. Будет ли сокращен срок ожидания оформления брака? Ведь в наш мобильный век три месяца – это слишком много.
Алина, Гомель
– В проекте нового Кодекса о браке и семье предполагается этот срок уменьшить. Будет срок от трех дней, если есть соответствующие документы. Например, если один из супругов уезжает на постоянное место жительства в другую страну. Например, в Россию. Это будет решать должностное лицо загса.
К слову, будут изменения и по срокам расторжения брака. В некоторых случаях суду будет предоставлена возможность расторгать брак в тот срок, о котором просят супруги. Но это если нет споров о детях, их проживании, нет значительного объема имущества.
– Как вы относитесь к инициативе союзных парламентариев разработать единый для Беларуси и России Уголовный кодекс? Эта идея была озвучена 24 марта в Минске на совместном заседании Комиссии Парламентского Собрания по безопасности, обороне и борьбе с преступностью и профильных комиссий парламентов двух государств. С формирования единого Уголовного кодекса ведь может начаться формирование других единых для Беларуси и России законов в сфере безопасности.
Виктория, Гродно
– Каждая страна должна выбирать то законодательство, которое на сегодня в наибольшей степени отвечает ее интересам. Интересам безопасности, интересам соблюдения прав и свобод граждан. И в этой связи, естественно, законодательство, в том числе уголовное, может отличаться.
Что касается принятия такого акта, то у нас есть договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о строительстве Союзного государства. И там определено, что для того, чтобы принимать вот такие нормативные акты, надо создать полноценный парламент СГ. Но он не создан. Поэтому в целом унификация приветствуется, но что касается принятия такого акта, то оно на сегодня с правовой точки зрения невозможно.