САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Ревизия в союзной казне

Контролирующие органы – Счетная палата Российской Федерации и Комитет государственного контроля Республики Беларусь – провели проверку исполнения союзного бюджета за 2009 год. О ее результатах корреспондент «СВ» побеседовал с заместителем председателя Комитета госконтроля Беларуси Раисой САВРИЦКОЙ.

Контролирующие органы – Счетная палата Российской Федерации и Комитет государственного контроля Республики Беларусь – провели проверку исполнения союзного бюджета за 2009 год. О ее результатах корреспондент «СВ» побеседовал с заместителем председателя Комитета госконтроля Беларуси Раисой САВРИЦКОЙ.

– Раиса Петровна, почему сегодня мы ведем речь о союзном бюджете за 2009 год – на дворе-то середина 2011-го?
– По нормативным документам годовой отчет Совета Министров Союзного государства по исполнению союзного бюджета за истекший год представляется до
1 июля следующего за отчетным года. После чего нам, контролирующим органам, дается еще 4,5 месяца для проведения внешней проверки и подготовки соответствующего заключения. В свою очередь, Парламентское Собрание Союза в течение полутора месяцев должно рассмотреть этот вопрос. Таким образом, почти год уходит на рассмотрение всего пакета документов. Впрочем, оперативный контроль мы ведем в течение всего года.
– И как можно прокомментировать исполнение союзного бюджета за 2009 год?
– Что касается доходной части, она перевыполнена – процент ее исполнения составил 101,1. Но мы обращали внимание прежде всего на исполнение союзного бюджета по расходам. Если доходная часть у нас из года в год перевыполняется, то расходная в 2009 году профинансирована на 90,5 процента. Освоение же этих средств еще ниже – 87 процентов. Если доходная часть бюджета составила 5,7 млрд российских рублей, то освоено всего 4,9 млрд. Можете себе представить, насколько широк задел неиспользованных средств, именно на это нами и было обращено внимание.
В целом же можно констатировать, что финансовая дисциплина главных распорядителей союзного бюджета улучшилась. В динамике 2010 года, кстати, ситуация изменилась в лучшую сторону, причем коренным образом. Здесь процент освоения бюджетных средств составляет 95,7.
– Какие негативные стороны вскрыты вами в ходе проверки исполнения союзного бюджета?
– Повторюсь, не до конца освоены средства. А значит, не реализованы должным образом союзные программы. И их приходится продлевать – как, например, программу «Реализация информационных технологий общих таможенных процессов на территории государств – участников Союзного государства», которую продлили на весь текущий год. В то же время повторюсь, что финансовая дисциплина в самом деле улучшилась. Полагаю, что и наши проверки, и постоянный контроль со стороны Постоянного Комитета Союзного государства сыграли в этом свою позитивную роль.
– Как обстоят дела с остатками неиспользованных союзных средств?
– Здесь также наметились серьезные позитивные тенденции. Если на 1 января 2010 года таковых насчитывалось 1,4 млрд российских рублей, то на начало нынешнего года – всего 381 млн. Часть средств была возвращена в национальные бюджеты (в прошлом году – 563 млн рублей, не использованных в 2007-2008 годах). Но поскольку в феврале 2009 года Республикой Беларусь было ратифицировано соглашение о союзной собственности, начиная с того года остатки средств союзного бюджета считаются собственностью Союзного государства и возврату в национальные бюджеты не подлежат.
– Вопросы союзной собственности были одним из наиболее острых моментов на недавнем заседании 39-й сессии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России…
– Вся проблема заключается в том, что соглашение о собственности подписано и ратифицировано, а нормативные документы по учету, оценке и управлению собственностью Союзного государства до сих пор не разработаны и не приняты. Поэтому бюджет теряет доходы от союзной собственности: никто не знает ее размер.
– А что же предпринято для решения этой проблемы?
– В Постоянном Комитете Союзного государства создана специальная рабочая группа, которая занимается этими вопросами. Но нормативной базы пока нет. Что касается белорусской стороны, то учет союзной собственности у нас ведет Государственный комитет по имуществу. С российской же стороны такого учета нет. Конкретные предложения по совершенствованию нормативной базы Союзного государства содержатся в нашем заключении, о чем мною было отмечено на сессии Парламентского Собрания, где указано на необходимость разработки соответствующих документов.
– Во время работы сессии Парламентского Собрания поднимались и вопросы касательно средств обанкротившихся субъектов хозяйствования…
– Здесь дело вот в чем. В 1998-2002 годах на реализацию четырех союзных программ были выделены бюджетные кредиты. Частично они были погашены, но на 1 января 2009 года осталась просроченная задолженность в сумме 1,2 млрд российских рублей. В нее вошли не только основной долг, но и проценты по кредитам, и пеня. На сегодняшний день не определен порядок списания задолженности по предприятиям, которые обанкрочены и ликвидированы. Потому задолженность и числится до сих пор.
– Будем надеяться, проблему эту в скором времени удастся решить. Раиса Петровна, в заключение хочется задать технический вопрос. Как Комитет госконтроля Беларуси оценивает свое сотрудничество со Счетной палатой России?
– Мы почти десять лет осуществляем взаимное сотрудничество – и в настоящее время понимаем друг друга, можно сказать, с полуслова. Взаимодействуем на самом высоком уровне, готовим и проводим совместные коллегии. Предыдущая проходила в феврале этого года в Москве, поэтому следующая будет в Минске. Наши корпоративные связи крепнут год от года, а взаимодействие всегда на должной высоте. Да и как может быть иначе: мы – контролеры, и делаем мы одно дело. На благо наших стран, на благо Союзного государства.

Максим ОСИПОВ

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Пахомов: С января мы приняли 11 важных федеральных законов, еще 52 законопроекта на рассмотрении Комитета
  2. Путин подписал указ о присвоении 314 отдельному радиотехническому полку почетного наименования
  3. Госдума: Бойцам СВО не грозит арест за использование гаджетов для боевых задач
  4. Володин: У политиков отпусков не бывает
  5. Вячеслав Володин: «закон Путина» об индексации пенсий работающим пенсионерам — это закон, который ждали все
  6. Завальный: Ситуация на российском рынке нефти и нефтепродуктов стабильна и управляема
  7. Госдума обязала иностранцев, получающих гражданство РФ, вставать на воинский учет
  8. Белоусов: РФ рассматривает Индонезию как одного из важнейших партнеров в АТР
  9. Владимир Путин: Рынок Индонезии представляет большой интерес для России
  10. Обращение ГД «К Председателю Правительства РФ Михаилу Мишустину по вопросу корректировки подзаконных актов в сфере миграционной политики»
  11. В России запретили продажу энергетиков детям
  12. Госдума не дала многодетным отцам право на отсрочку от мобилизации
  13. Госдума приняла более 100 «военных» законов с начала СВО
  14. Кузнецова: Госдума приняла более 30 законов в поддержку семей участников СВО
  15. Россия и Беларусь взаимно упростили взыскание алиментов

Парламентское Собрание

Елена Афанасьева: Бюджет - не для «поющих трусов»!

России нужна не цензура, а кодекс поведения артистов и порядок их финансирования.

Политика

Новороссия принадлежит России со времен Елизаветы

А защита Крыма - задача номер один.

МНЕНИЯ

Поздно спохватились

Татьяна Вахромеева

Военная стратегия США на поверку оказалась провальной.

Принять за 16 минут

Валерий Чумаков

Депутаты Государственной Думы за один день приняли два десятка важнейших законов

Тридцать две безнадежных надежды

Геннадий Давыдько

В Париже проходят Олимпийские игры. В них участвуют тридцать два наших соотечественника.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также