САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Равные права пока не совсем равны

Так считает Владимир ЗДАНОВИЧ, член Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу.

Так считает Владимир ЗДАНОВИЧ, член Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу.

Союзное государство требует свободного перемещения на его территории капитала, товаров, услуг и рабочей силы. В связи с этим проблема взаимного признания документов об образовании приобрела новое звучание. Люди, получившие аттестат или диплом в своей стране, должны быть уверены в том, что, переехав в соседнее государство, наравне с его гражданами они смогут, предъявив этот документ, претендовать на продолжение учебы на более высоком уровне или на занятие вакантной должности в соответствии с полученной специальностью.
С признанием документов об образовании на территории Союзного государства особых проблем нет. В Соглашении о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях определено, что эквивалентными при продолжении образования признаются белорусское свидетельство о базовом образовании и российский аттестат об основном общем образовании; при поступлении в вузы и ссузы – аттестат об общем среднем образовании. Диплом о профессионально-техническом образовании и диплом о среднем специальном образовании, выдаваемые в Республике Беларусь, эквивалентны аттестату о среднем (полном) общем образовании, диплому о среднем профессиональном образовании и диплому о начальном профессиональном образовании (с получением среднего (полного) образования) Российской Федерации. Причем эти белорусские документы об образовании признаются на территории Российской Федерации без свидетельства об эквивалентности и дают право на продолжение обучения наравне с российскими документами об образовании.
Правда, нюансы все же есть. В Российской Федерации учебный год завершается в то время, когда в Беларуси уже идет тестирование, что не позволяет российским выпускникам поступать в белорусские вузы. А вот белорусские ребята могут пробовать свои силы в вузах обоих государств. Именно по этой причине в государственных вузах республики сейчас учатся только 1899 граждан России, в то время как в российских вузах – более 10 тысяч белорусских граждан. И если Беларусь ставит цель увеличить число студентов из других стран (в частности, из России), то в первую очередь следует привести в соответствие сроки приема документов в вузы.
Российские бакалавры могут продолжать учебу в белорусских вузах на последних курсах и получать диплом специалиста, а специалисты – поступать в белорусскую магистратуру. А вот с учебой в аспирантуре в Беларуси у российских граждан тоже могут быть проблемы. Дело в том, что, по российскому законодательству, поступать в аспирантуру можно как после магистратуры, так и после первой вузовской ступени. В Беларуси – только имея диплом магистра.

Уже определено, что стратегия создания общего образовательного пространства требует совместного решения ряда задач. Необходимо описать и приравнять все уровни и ступени образования, установленные в России и Беларуси, на базе которых можно было бы проводить взаимное признание учебных курсов, дипломов и степеней. Обеспечить действительно равную доступность образовательных учреждений, расположенных на территории Союзного государства, – одинаковые требования к абитуриентам, сроки поступления, формы испытаний и т.д. Законодательно установить право обучающегося любого образовательного учреждения на переход для продолжения обучения в любое подобное учреждение на территории общего единого образовательного пространства. Создать единую систему  информации об организации учебного процесса и содержании знаний на каждом уровне или ступени образования при освоении конкретной специальности. И наконец, ввести стандарт качества с единой методологией его определения и системой контроля.
Надо отдать должное, что определенные шаги в этом направлении предпринимаются. Однако работа идет сложно. Аттестат или диплом о профессионально-техническом образовании, выдаваемый в Беларуси, и диплом о начальном профессиональном образовании и свидетельство о квалификации, выдаваемые российской стороной, при поступлении на работу в соответствии с указанными в документах специальностью и квалификацией эквивалентны. При поступлении на работу эквивалентны также и дипломы о среднем специальном (белорусские) и среднем профессиональном (российские) образовании. А вот что касается документов о высшем образовании, то здесь есть различия. Например, на территории Республики Беларусь при поступлении на работу не признаются дипломы о неполном высшем образовании и дипломы о высшем профессиональном образовании с присвоением степени бакалавра, выдаваемые в России. В выдаваемых в России дипломах у выпускников вузов есть запись «специалист», что также  вызывает немало вопросов у белорусских работодателей по поводу того, что это за квалификация.
Да и в целом, с признанием документов об образовании при трудоустройстве нерешенных вопросов значительно больше, чем при продолжении учебы. Особенно это касается взаимного признания и установления эквивалентности документов об ученых степенях и ученых званиях. Если белорус сам (без разрешения Высшей аттестационной комиссии) поехал в Россию и там защитил диссертацию, то на родине его защиту не признают. Необходимо будет пройти процедуру под-
тверждения. Почему так?.. На волне вседозволенности 90-х годов в Беларуси возникло недоверие к честности присвоения ученых степеней в Российской Федерации. Поэтому признание документов нужно проводить «в соответствии с национальным законодательством», то есть о взаимном признании как таковом, по сути, речь не идет. Не буду сравнивать качество защищенных диссертаций в России и Беларуси. Недостатки можно найти везде. Думаю, что проблема не возникла бы вовсе, если бы ученая степень нужна была исключительно для работы в лаборатории или за преподавательской кафедрой, а не как в последнее время – для занятия руководящей должности почти во всех отраслях. Но все же проблема есть и ее нужно решать.
Как?.. Прежде всего обеспечив единство требований к диссертационным исследованиям и сопоставимости основных требований к соискателям ученых степеней и званий. Нужно выработать одинаковые критерии теоретического уровня и практической ценности работ. Экспертизу материалов вести объективно и независимо, а защиту диссертаций, исключая затрагивающие безопасность страны, проводить гласно и публично. В пределах Союзного государства должна действовать единая компьютерная программа, позволяющая выявлять плагиаторов
(в Беларуси такая программа работает). Если министерства образования не могут сами навести порядок с коррупцией при подготовке кадров высшей научной квалификации, то можно обратиться за помощью к силовым министерствам, установив единые, жесткие меры к нарушителям закона: лишение степеней и званий за «протаскивание диссертации» и тому подобное, вплоть до уголовных мер.
В любом случае нужно энергичнее идти навстречу друг другу, а не апеллировать к национальным особенностям и подогревать огонек недоверия друг к другу. Почему не попытаться гармонизировать нормативно-правовую базу так, чтобы из договоров навсегда ушли слова «в соответствии с национальным законодательством»?.. Это станет настоящим движением к обеспечению действительно равных прав граждан России и Беларуси и на продолжение образования, и на трудоустройство в соответствии с полученной специальностью.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Митин: В СФ обсудили тему государственного надзора и муниципального контроля в России
  2. Матвиенко: Никаких территориальных уступок в Донбассе и Новороссии не может быть
  3. «Военторг» фигурировал в деле об аресте генерала Булгакова
  4. Приговоренный к смерти немец Рико Кригер поблагодарил Лукашенко за помилование и заплакал
  5. Зеленский допустил возможность референдума о судьбе территорий Украины
  6. Лукашенко: Минск всегда готов поддержать дипломатические инициативы Берна, основанные на равенстве и неделимой безопасности
  7. Польша намерена разместить механизированную бригаду на границе с Беларусью
  8. В Минский зоопарк передали амурского тигренка, спасенного в Хабаровском крае
  9. США приостанавливают выделение помощи Грузии в связи с принятием закона об иноагентах, заявил Блинкен
  10. Только у нас на канале: К чему привела замена Байдена на Камалу Харрис и как мир реагирует на шабаш в Париже
  11. Пахомов: С января мы приняли 11 важных федеральных законов, еще 52 законопроекта на рассмотрении Комитета
  12. Путин подписал указ о присвоении 314 отдельному радиотехническому полку почетного наименования
  13. Госдума: Бойцам СВО не грозит арест за использование гаджетов для боевых задач
  14. Володин: У политиков отпусков не бывает
  15. Вячеслав Володин: «закон Путина» об индексации пенсий работающим пенсионерам — это закон, который ждали все

Парламентское Собрание

Елена Афанасьева: Бюджет - не для «поющих трусов»!

России нужна не цензура, а кодекс поведения артистов и порядок их финансирования.

Политика

Новороссия принадлежит России со времен Елизаветы

А защита Крыма - задача номер один.

МНЕНИЯ

Поздно спохватились

Татьяна Вахромеева

Военная стратегия США на поверку оказалась провальной.

Принять за 16 минут

Валерий Чумаков

Депутаты Государственной Думы за один день приняли два десятка важнейших законов

Тридцать две безнадежных надежды

Геннадий Давыдько

В Париже проходят Олимпийские игры. В них участвуют тридцать два наших соотечественника.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также