Владимир АНДРЕЙЧЕНКО:
Тридцать девятую сессию Парламентского Собрания Союза Беларуси и России принимает Минск. Сегодня ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что Союзное государство Беларуси и России стало базовой моделью для интеграции на постсоветском пространстве. За прошедшие годы созданы и успешно функционируют союзные органы государственной власти, сформированы основы союзного парламентаризма, расставлены приоритеты и определены основные направления российско-белорусской интеграции. Вот уже более десяти лет белорусы и россияне живут фактически в одном государстве. Но ощущаем ли мы этот факт в полной мере? Или же союзный проект больше воспринимается как нечто зыбкое и несовершенное? Какую роль играет Парламентское Собрание Союза Беларуси и России в сближении наших стран? Какие нерешенные вопросы и препятствия еще существуют на пути интеграции? Об этом в интервью «СВ» рассказал первый заместитель Председателя Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, Председатель Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Владимир АНДРЕЙЧЕНКО.
– Владимир Павлович, готовясь к интервью с вами, обратил внимание на один любопытный факт, которому доселе не придавал значения. Оказывается, Парламентское Собрание Союза Беларуси и России начало свою деятельность намного раньше, чем состоялось подписание Договора о создании Союзного государства...
– Хочу вам напомнить, что 2 апреля 1996 года состоялось подписание Договора о Сообществе России и Белоруссии.
И уже 29 апреля 1996 года в Санкт-Петербурге руководители парламентов двух стран подписали Соглашение о создании Парламентского Собрания Сообщества России и Белоруссии. А в июне того же года в Смоленске прошла первая сессия Парламентского Собрания. Исторически сложилось так, что пограничная Смоленская земля является объединяющим нас регионом. Поэтому именно Смоленск стал отправной точкой деятельности Парламентского Собрания. В 1997 году после подписания Договора о Союзе Беларуси и России Парламентское Собрание Сообщества было преобразовано в Парламентское Собрание Союза Беларуси и России. К моменту подписания в декабре 1999 года Договора о создании Союзного государства в белорусских и российских городах прошло уже более десяти сессий Парламентского Собрания, а сам Договор оставил функции союзного Парламента за Парламентским Собранием. Так что этот орган развивался в соответствии с логикой развития белорусско-российской интеграции. Что абсолютно закономерно, ведь наши депутаты избраны народом и должны представлять интересы своих избирателей. Белорусы и россияне всегда стремились быть вместе и по праву выступают главными заказчиками союзного строительства. Стало быть, парламентарии, выражая волю и интересы людей, должны идти в ногу и в рамках интеграционного процесса.
– Неудивительно, что именно сотрудничество в социальной сфере находится в центре внимания белорусских и российских парламентариев, а решение социальных вопросов, в том числе унификация и гармонизация законодательной базы стран-участниц, составляет весомую долю работы Парламентского Собрания. Насколько мы продвинулись в этом направлении и что еще необходимо сделать для укрепления правового фундамента союзного строительства?
– За 15 лет Парламентским Собранием проделана огромная работа по унификации законодательной базы Беларуси и России.
Это и сессионная работа, и заседания комиссий, рабочих групп, семинаров, «круглых столов».
Такие основополагающие акты, как Договор о равных правах граждан, Договор о сотрудничестве в области социального обеспечения, и целый ряд других соглашений принесли свои плоды и позволили решить многие вопросы, связанные с обеспечением равных прав наших граждан. Белорусы и россияне могут ездить друг к другу по внутреннему паспорту, без оформления виз, миграционных карточек, пограничного и таможенного досмотра. На территории другого государства-участника граждане могут свободно получать образование, устраиваться на работу, оформлять вид на жительство без ограничений, предусмотренных для иностранных граждан. Обеспечивается взаимное признание трудового стажа, включая стаж работы по специальности. Для оформивших статус постоянного или временного проживания медицинское, социальное, пенсионное обеспечение такое же, как для собственных граждан. Решены вопросы обмена жилыми помещениями, перевода пенсий и другие.
Мы вышли на единые подходы в формировании гражданского, хозяйственного и банковского законодательства. Унифицированы национальные законы о валютном регулировании, государственной регистрации недвижимого имущества, защите прав потребителей и многие другие. Наработана основательная практика по модельным законам, касающимся охраны труда, занятости населения, инвестиционной деятельности и других областей жизни. Только в прошлом году за счет средств бюджета Союзного государства реализовано более 25 программ и мероприятий в сферах образования, культуры, спорта, экологии, природоохранной деятельности.
С целью закрепления и совершенствования достигнутого разработана Концепция социального развития Союзного государства на 2011-2015 годы. Парламентариям еще предстоит многое сделать по формированию современной нормативной базы в формате интеграции. Важно продолжить унификацию наших законодательств. Цель одна – белорусы и россияне на территории друг друга при любых обстоятельствах должны чувствовать себя как дома.
– Когда подписывали Договор о создании Союзного государства, все находились в состоянии некой эйфории, рассчитывая чуть ли не за несколько лет построить полноценный Союз. Сегодня же в обществе все чаще говорят о спаде интеграционных процессов Беларуси и России, сетуют на то, что союзное строительство затянулось и вообще перспективы у него туманные. Что вы думаете по этому поводу?
– На мой взгляд, сам факт того, что простых белорусов и россиян беспокоит судьба Союзного государства, волнуют периодически возникающие между нашими странами разногласия по экономическим вопросам, говорит о том, что интеграционные идеи, несмотря на существующие проблемы, остаются актуальными для наших народов. Действительно, может быть, у стороннего наблюдателя и складывается впечатление, что союзное строительство замедлилось. Но я вас хочу заверить, что это не так. Это тот случай, когда лучше не торопиться, не наломать дров, а спокойно все взвесить, учесть и согласовать все взаимные интересы. В союзном строительстве, по моему мнению, категорически неприемлемы какие бы то ни было сиюминутные амбиции, попытки что-то выторговать друг у друга. Отношения должны строиться исключительно на равноправной и стратегической основе.
Как бы мы сегодня ни критиковали этот процесс, нельзя отрицать очевидное. За время союзного строительства товарооборот между Беларусью и Россией вырос почти в семь раз. Мировой кризис, конечно, внес свои коррективы, и в 2009 году экономическая активность несколько упала, но уже в 2010-м наметилась положительная динамика, и по итогам года объем взаимной торговли между Беларусью и Россией составил около 28 миллиардов долларов. Расчеты показывают, что уже в текущем году вполне реально восстановить докризисные показатели объемов взаимного товарооборота, то есть достичь планки в 35 миллиардов долларов.
В экономическую кооперацию вовлечены тысячи белорусских и российских предприятий, которые, в свою очередь, «подтягивают» в нее тысячи смежников. Десятки белорусско-российских программ, реализуемых сегодня, дают колоссальный эффект и для Беларуси, и для России. Это новые производства, стабильные заказы, рабочие места, выпуск востребованной продукции, рост товарооборота, налоги в бюджет, укрепление общей безопасности, наконец, имидж на мировой арене. Взаимная выгода очевидна.
– Надо полагать, свою лепту в развитие интеграции внесли и депутаты Парламентского Собрания?
– Безусловно. Только в 2010 году состоялось 36 парламентских мероприятий, в том числе две сессии Парламентского Собрания и заседания восьми профильных комиссий, на которых рассмотрено свыше 300 вопросов, связанных с различными аспектами строительства Союзного государства. Проведены десятки семинаров и «круглых столов». Делегации Парламентского Собрания активно участвовали в межпарламентской деятельности и мероприятиях по линии Межпарламентского союза, МПА СНГ, МПА ЕврАзЭС, ПА ОДКБ.
Особое внимание комиссии Парламентского Собрания уделяют проблемам создания Единого экономического пространства, вопросам совершенствования бюджетного процесса в Союзном государстве и исполнению союзных программ.
Все более весомую роль в реализации задач интеграции играет бюджет Союзного государства. В нынешнем году он составляет почти 4,9 миллиарда российских рублей. Свыше 90 процентов этих средств направляется на финансирование 42 союзных программ, подпрограмм и мероприятий.
Причем если на начальном этапе союзного строительства совместные программы решали задачи поддержания отдельных предприятий и отраслей, научных коллективов, восстановление производства значимых видов продукции, то сейчас союзные программы направлены в основном на создание и развитие передовых направлений науки, техники и технологии.
Ну а каков эффект от всего этого, можно судить по конкретным фактам. Скажем, реализация программ обустройства внешней границы Союзного государства, развития таможенной инфраструктуры пунктов пропуска позволила увеличить их пропускную способность на 20 тысяч автомобилей в сутки, сократить время оформления таможенной документации с 2-3 часов до 20-30 минут.
В рамках исполнения программы «СКИФ» и первого этапа программы «СКИФ-ГРИД» выпущено девятнадцать опытных образцов суперкомпьютеров семейства «СКИФ». Пять суперкомпьютеров семейства «СКИФ» вошли в мировой рейтинг Тор 500 – пятисот самых мощных суперЭВМ мира. И таких примеров можно привести очень много.
– Вместе с тем эксперты утверждают, что механизм согласования союзных программ, да и сам бюджетный процесс требуют совершенствования.
– Депутаты Парламентского Собрания не раз поднимали эти вопросы. К примеру, только за счет эффективного использования союзной собственности бюджет Союзного государства уже сегодня можно было бы увеличить на 30-40 процентов. Камень преткновения – в механизме учета союзной собственности, который поручено выработать Постоянному Комитету Союзного государства. Проще говоря, следует определиться, как учитывать собственность, по каким параметрам, в какие сроки.
Еще одна головная боль – сложный, многоступенчатый механизм рассмотрения союзных программ. Чтобы принять программу к реализации, разработчикам надо потратить два-три года. За это время программа попросту утрачивает свою актуальность. Так что над этими вопросами всем нам еще предстоит поработать.
– В предстоящую среду в Минске состоится 39-я сессия Парламентского Собрания Союза Беларуси и России. Какие вопросы станут предметом обсуждения парламентариев на сей раз?
– На сессии планируется рассмотреть отчет Совета Министров Союзного государства по исполнению бюджета за 2009 год. Также на повестке дня – вопрос о развитии нормативно-правовой базы Союзного государства в области обороны, правопорядка и безопасности. Депутаты считают, что в условиях нестабильной обстановки на мировой арене, связанной с продолжающимся мировым финансово-экономическим кризисом и событиями в Северной Африке и на Ближнем Востоке, назрела необходимость в разработке новой Концепции безопасности Союзного государства. Предыдущая была разработана 12 лет назад, а потому в свете мировых изменений она нуждается в корректировке. Новая Концепция безопасности Союзного государства будет разработана на основании концепций национальной безопасности Беларуси и России. Социальная тематика найдет свое отражение в основных направлениях социального развития Союзного государства до 2015 года, которые также обсудят парламентарии.
– Наверняка без внимания депутатов не останется и торгово-экономическое сотрудничество двух стран, в том числе в контексте существующего совместного Плана по преодолению последствий мирового кризиса. Какие проблемы, на ваш взгляд, сегодня необходимо решать в первую очередь?
– Опыт союзного строительства показывает, что интеграция – многогранный, сложный процесс, требующий разработки и принятия тщательно продуманных, четко скоординированных и взвешенных решений по всему спектру двустороннего сотрудничества. Предстоит еще много и активно работать над формированием благоприятных экономических условий для субъектов хозяйствования двух стран, обеспечения равного доступа белорусских и российских производителей на национальные рынки обоих государств.
В условиях сохранения мировой финансовой нестабильности нам необходимо продолжать работу по формированию Единого экономического пространства, углублению межгосударственной интеграции в экономической сфере, сохранению устойчивости национальных экономик.
Весь мир сегодня работает на принципах кооперации. И мы сегодня должны не считать, кто, кому и сколько должен, а совместно работать: сокращать зависимость от западных технологий, сделать существенный крен в сторону экономики знаний, обеспечивающей создание новых продуктов с высокой добавленной стоимостью. Необходимо сконцентрировать административные и финансовые ресурсы на перспективных проектах в сфере космоса, компьютерных систем, нанотехнологий. Чем более развитой у нас будет экономика, тем больше внимания мы сможем уделять социальным проектам.
– Каким вам видится будущее таких глобальных проектов в рамках Союзного государства, как «единая валюта» и «Конституционный акт»?
– И поэтапное введение единой валюты, и подготовка проекта Конституционного акта, определяющего государственное устройство Союзного государства, предусмотрены Договором о создании Союзного государства. Даже неискушенный в политике человек понимает, насколько сложно реализовать эти проекты. Хотя их значимость не вызывает сомнений. Дело в том, что только после принятия Конституционного акта появится возможность для начала работы Парламента Союзного государства. А отсутствие этого документа, в свою очередь, обусловливает трудности в развитии нормативно-правовой базы Союзного государства, поскольку принятие законов прямого действия находится только в компетенции Парламента.
Что касается введения единой валюты, то мы сумели совместно преодолеть значительную часть этого пути. Но надо понимать, что введение общей единицы Союзного государства – это венец всей экономической интеграции, финишный этап работы по подготовке экономик к объединению. Для этого необходимо сначала создать единую таможенную территорию, затем окончательно сформировать Единое экономическое пространство, которое нормально функционировало бы на практике. После чего принять Конституционный акт, определяющий правовую систему Союзного государства, и только после этого переходить непосредственно к введению единой денежной единицы.
Тем не менее более чем десятилетний период интеграции Беларуси и России – это пример того, как можно в реальных исторических условиях, за достаточно короткий промежуток времени пройти дистанцию от стадии межгосударственного сотрудничества до создания Союзного государства. Процесс союзного строительства продолжается, и его цель остается неизменной – рост благосостояния и улучшение условий жизни граждан наших стран. Интеграционные ожидания очень велики. И мы как парламентарии делаем и продолжим делать все от нас зависящее, чтобы эти ожидания реализовались. Этого ждут от нас белорусы и россияне.