К единой правовой системе
Степан ШОРШОРОВ, председатель Комиссии Парламентского Собрания по законодательству и Регламенту:
– Начало работы нашей комиссии, тогда она называлась Комиссией по законопроектным предложениям и Регламенту, было положено 25 июня 1996 года в Смоленске.
– Начало работы нашей комиссии, тогда она называлась Комиссией по законопроектным предложениям и Регламенту, было положено 25 июня 1996 года в Смоленске. На первой сессии Парламентского Собрания перед парламентариями двух стран поставили задачу создать единую нормативно-правовую базу для проведения общей финансово-экономической, бюджетной, налоговой и социальной политики; формирования единых систем – энергетической, транспортной и связи; размещения новых и модернизации существующих производственных мощностей; взаимодействия в вопросах занятости населения, унификации трудового законодательства; проведения согласованной внешнеэкономической политики, совместной организации таможенного дела и так далее. Договор о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года и Программа действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства расширили список задач союзных парламентариев и членов нашей комиссии. Главной целью парламентариев стало законодательное обеспечение формирования единой правовой системы Союзного государства.
Подводя итоги деятельности Парламентского Собрания за 15 лет, надо сказать, что Союзное государство – это приоритетная, наиболее успешная в политическом, экономическом, военном, социальном и иных отношениях модель интеграционного взаимодействия на постсоветском пространстве. В рамках Союзного государства заключен ряд международных договоров, которые устанавливают, что граждане и субъекты хозяйствования Беларуси и России имеют равные права с гражданами и субъектами хозяйствования своего государства. Граждане одной страны могут въезжать в другую по внутреннему паспорту, без оформления виз, миграционных карточек, пограничного и таможенного досмотра. На территории Союзного государства россияне и белорусы могут свободно получать образование, устраиваться на работу, оформлять вид на жительство без ограничений, предусмотренных для иностранных граждан. Для оформивших статус постоянного или временного проживания медицинское, социальное, пенсионное обеспечение такое же, как для собственных граждан. Решены вопросы обмена жилыми помещениями, перевода пенсий и другие.
Для субъектов хозяйствования созданы условия для свободной торговли и допуска на рынки, отменен таможенный досмотр. Причем сделано это задолго до формирования Таможенного союза между Россией, Беларусью и Казахстаном. Благодаря унификации национальных законодательств многие положения Гражданского и Гражданско-процессуального кодексов Республики Беларусь аналогичны положениям соответствующих правовых актов Российской Федерации. Правовые нормы Хозяйственно-процессуального Кодекса Республики Беларусь и Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации в основном унифицированы и противоречий не содержат. Немало сделано для унификации и гармонизации таможенного законодательства, законодательства в сфере обороны, безопасности, пограничной политики и правоохранительной деятельности, военно-технического сотрудничества, по сближению правовой базы в сфере банковской деятельности, в социальной сфере.