Соблюдая баланс интересов
Вадим ПОПОВ, член Комиссии Парламентского Собрания по вопросам внешней политики:
– Беларусь и Россия участвуют в разнообразных интеграционных проектах на постсоветском пространстве. Но именно Союзное государство стало ключевым фактором, определяющим развитие наших стран. И хотя данный проект развивается не такими быстрыми темпами, как было задумано изначально, уверен, что руководству двух стран удастся определить баланс национально-стратегических интересов.
– Беларусь и Россия участвуют в разнообразных интеграционных проектах на постсоветском пространстве. Но именно Союзное государство стало ключевым фактором, определяющим развитие наших стран. И хотя данный проект развивается не такими быстрыми темпами, как было задумано изначально, уверен, что руководству двух стран удастся определить баланс национально-стратегических интересов.
В союзном бюджете определен перечень программ и мероприятий, которых около 40. За последние два года не отмечено ни одного срыва в их реализации. Только по союзным программам примерно пять миллионов человек в Беларуси и России получили работу. А в целом производственная кооперация позволила создать 15 миллионов рабочих мест. И политики самого высокого уровня, конечно же, должны учитывать это обстоятельство.
На мой взгляд, импульсом к дальнейшему продвижению по пути интеграции станет действующий Таможенный союз и формирование Единого экономического пространства. Судите сами: в январе 2011 года Беларусь увеличила объем экспорта товаров в страны ТС почти на 45 процентов. В целом же наш товарооборот со странами ТС за второе полугодие 2010 года вырос на 46 процентов. Конечно, говорить о том, что все проблемы позади, было бы заблуждением. Но общий фон положительный, и неслучайно Кыргызстан, Таджикистан, Армения проявили заинтересованность в новом объединении. Еще одним примером оживления интеграции, наверное, служит и тот факт, что впервые за десять лет бюджет Союзного государства исполнили на 97 процентов.
Сейчас на повестке дня и в Беларуси, и в России главный вопрос – модернизация экономик, и здесь не важно, у кого какая модель. Задачи ведь общие: привлечение инвестиций, развитие современных наукоемких технологий. Вот где непаханое поле для сотрудничества. Беларусь всегда была на ведущих позициях в таких отраслях, как оптика, электроника, лазерные технологии. И сегодня совместными усилиями нам надо наращивать инновационный потенциал, создавать элементную базу для новых мощных суперкомпьютеров, сотрудничать в сфере космических и ядерных технологий, развивать дизельное автомобилестроение. Мы должны не выяснять отношения, кто кому должен за газ и нефть, а вместе выходить на мировые рынки с высокотехнологичной продукцией.
Что касается интеграционных процессов на уровне регионов и предприятий, тут нет никаких вопросов. Они появляются по мере продвижения по управленческой лестнице. Я вижу здесь целый комплекс причин, в том числе и внешнего порядка. Сегодня уже не секрет, что развал Советского Союза был хорошо спланированной и скоординированной акцией. Конечная цель авторов этой стратегии – распад России. И вдруг на этом фоне появляется Союзное государство. Представляете, затрачены огромные силы, ресурсы, время на то, чтобы устранить конкурента, и тут возникает новое объединение. Естественно, на Западе у Союзного государства немало противников. Определенные силы всячески пытаются «поссорить» Беларусь с Россией, не раз обещали «озолотить» нас, если мы отвернемся от нее.
В «торпедировании» союзных договоренностей, выстраивании барьеров, введении заградительных мер заинтересован и крупный олигархический капитал. Модернизированные белорусские предприятия, выпускающие конкурентоспособную продукцию, представляют серьезную конкуренцию частным российским компаниям. Многие из них не прочь прибрать к рукам перспективные белорусские заводы и компании. Но позиция официального Минска в данном вопросе неизменна: выгода от приватизации должна быть обоюдной.
В свое время в рамках Союзного государства было разработано 54 комплексных направления развития. По большинству из них, к сожалению, сроки исполнения не выдержаны. Чтобы упростить и ускорить решение многих вопросов, необходимо принимать Конституционный акт. Нестыковок еще много. Однако при наличии политической воли нам ничего не стоит их устранить.