Союзные программы: выгода обоюдная
Александр АНТОНЕНКО, заместитель председателя Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по бюджету и финансам:
– Реализация союзных программ является одним из важнейших инструментов углубления интеграции, который позволяет не только решать социально-экономические проблемы, но и достигать высоких научных результатов, разрабатывать образцы современной техники, приближающиеся к мировым стандартам. Нынешний размер союзного бюджета на уровне пяти миллиардов российских рублей исходит как раз из программ, которые принимаются союзным правительством.
– Реализация союзных программ является одним из важнейших инструментов углубления интеграции, который позволяет не только решать социально-экономические проблемы, но и достигать высоких научных результатов, разрабатывать образцы современной техники, приближающиеся к мировым стандартам. Нынешний размер союзного бюджета на уровне пяти миллиардов российских рублей исходит как раз из программ, которые принимаются союзным правительством. Сейчас у нас функционируют 13 программ и 34 подпрограммы. Наиболее значимые из них касаются сферы обустройства границы, военного сотрудничества, высокотехнологичных наукоемких проектов в сфере информационных технологий и военной техники.
Продвижение современной экономики невозможно без создания новых конкурентоспособных на мировом рынке видов продукции. И Союзное государство в этом плане имеет определенные успехи. К примеру, совместная программа «Белространсген-2» – предмет особой гордости белорусских и российских ученых. Результаты исследований по данной программе прошли экспертизу в Российской Федерации и на международных конференциях в Пекине, Кэмбридже и на Мальте. Благодаря выполнению программы «СКИФ-ГРИД» в мировом рейтинге суперкомпьютеров Топ-500 уже 11 отечественных систем. Не менее значимым результатом программы стала кооперация 37 организаций со стороны России и около 20 белорусских партнеров.
Реализуемая в настоящее время программа «Космос – НТ» нацелена на создание экспериментального образца унифицированной микроспутниковой платформы и экспериментальной модели микроспутника нового поколения. В выполнении программы участвуют более 40 российских и белорусских предприятий и ряд высших учебных заведений.
Значимость реализации союзных программ можно оценить и на таком примере. С 1997 года на реализацию белорусско-российских программ развития таможенной инфраструктуры в Беларуси из союзного бюджета израсходовано 1,624 миллиарда российских рублей. На создание Единой информационной системы Таможенного комитета Союзного государства выделено 425 миллионов рублей. В итоге пропускная способность пунктов таможенного оформления увеличилась в 2,5 раза.
Вместе с тем до сих пор существуют некоторые сложности, связанные с процедурой создания, поиском и отбором союзных программ. Порой складывается ситуация, когда деньги в бюджете Союзного государства есть, но нет подходящих программ. Процедура их создания излишне забюрократизирована. Вспомните, например, программу по созданию союзного комбайна. «Гомсельмаш» и «Экспериментальный завод» в г. Реж должны были параллельно выполнять каждый свою часть работы, чтобы в финале совместить результаты и получить необходимый комплекс. И если белорусы включились в работу сразу, то российские партнеры год потратили на конкурсы, согласования. Эту «рассинхронизацию» специалисты называют одной из причин медленного продвижения к потребителю новой техники.
Необходимо сокращать сроки рассмотрения и прохождения программ Союзного государства, поскольку это прямой путь к увеличению объемов работ. Нынешний механизм согласования очень громоздкий и занимает до трех лет. За это время многие вопросы элементарно устаревают.
Нерешенной остается проблема учета союзной собственности и распределения доходов, полученных от совместных программ. А ведь это один из моментов, который влияет на эффективность использования союзного бюджета. Нам необходим единый хозяйственный орган, который бы управлял этой собственностью, вел ее учет, занимался эксплуатацией и, естественно, распределением доходов. Но пока такого единого механизма нет, и в результате все союзные объекты находятся на балансе соответствующих министерств России и Беларуси. Та же пограничная инфраструктура, созданная в рамках союзной программы по обустройству границы, находится на балансе пограничников и таможенников, но они не являются ее собственниками. Словом, проблема давно назрела, и ее необходимо решать как можно быстрее.
Одним из вопросов предстоящего во втором полугодии заседания Совета министров Союзного государства станет рассмотрение пакета новых союзных программ. В частности, будут обсуждаться программы по переработке ядерных отходов, микроэлектроники, стволовых клеток и т.д. Важно, чтобы все союзные программы были эффективными и приносили ощутимую пользу нашим странам и Союзному государству в целом.