Уникальный опыт союзного парламентаризма
2 апреля 1996 года в Кремле подписан Договор об образовании Сообщества России и Беларуси, которое создавалось для объединения гуманитарного, экономического и военного пространства. Договором предусматривалось создание общих органов – Высшего совета, Парламентского Собрания и Исполнительного комитета. В этот же день Высшим Советом Сообщества принято решение об учреждении Дня единения народов Беларуси и России.
29 апреля 1996 года на встрече руководителей Федерального Собрания Российской Федерации и Национального собрания Республики Беларусь, состоявшейся в Санкт-Петербурге, было подписано Соглашение о Парламентском Собрании Сообщества России и Беларуси.
25 июня 1996 года в Смоленске была проведена первая сессия Парламентского Собрания Сообщества России и Беларуси. По итогам сессии было принято решение считать приоритетным направлением деятельности Парламентского Собрания Сообщества России и Беларуси создание предпосылок для унификации национального законодательства обоих государств в области прав и свобод граждан.
2 апреля 1997 года в Москве президентами двух государств был подписан Договор о Союзе Беларуси и России.
23 мая 1997 года Устав Союза Беларуси и России был одобрен Высшим Советом Союза Беларуси и России. На этом же заседании Совета была утверждена Программа первоочередных действий по реализации Договора о Союзе.
10 июня 1997 года парламенты Беларуси и России ратифицировали Договор о Союзе Беларуси и России и Устав Союза, которые вступили в силу 11 июня 1997 года.
12-13 июня 1997 года Сессия Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, состоявшаяся в Бресте, рассмотрела организационные и правовые вопросы преобразования Парламентского Собрания Сообщества в Парламентское Собрание Союза Беларуси и России. С решением указанных вопросов началось формирование союзных органов: были образованы Пограничный комитет и Комитет по вопросам безопасности Союза.
8 декабря 1999 года подписан Договор о создании Союзного государства (вступил в силу 26 января 2000 года). Одновременно была принята Программа действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации его положений. Для достижения целей единого государства в соответствии с Договором предусмотрено создание Высшего Государственного Совета, Парламента, Совета Министров, Суда и Счетной палаты Союзного государства.
Предпосылками для столь тесной интеграции двух государств явились как экономические интересы, так и фактор исторической близости народов. Россияне и белорусы на протяжении долгих веков были и остаются братскими народами. Это было обусловлено рядом факторов, таких как этническое единство, принадлежность к единой православной вере, близость языков, принадлежность к единому геополитическому пространству. Не менее важную роль в ускорении интеграционных процессов между двумя государствами сыграло совпадение экономических и политических интересов, что в результате привело к созданию Союзного государства.
Февраль 2003 года. В целях подготовки проекта Конституционного Акта Союзного государства была образована российско-белорусская комиссия. После доработки документ будет передан в Высший Государственный Совет Союзного государства. В настоящее время степень готовности документа очень высока.
Высший Государственный Совет определен высшим органом Союзного государства. В его состав входят главы государств, главы правительств, руководители палат парламентов Республики Беларусь и Российской Федерации. Он решает важнейшие вопросы развития Союзного государства, образует его органы управления, утверждает бюджет Союзного государства и годовые отчеты о его исполнении. Высший Государственный Совет назначает выборы в Палату представителей Парламента Союзного государства, утверждает его международные договоры, решает другие жизненно важные вопросы союзного строительства.
Председателем Высшего Государственного Совета является один из глав государств-участников на основе ротации, если Стороны не договорились об ином. С 2000 года эту должность занимает Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко. Первое заседание Высшего Государственного Совета Союзного государства состоялось
26 января 2000 года.
«Высший Государственный Совет Союзного государства: предстоит серьезная и кропотливая работа, чтобы оправдать ожидания граждан» – таков был лейтмотив состоявшегося заседания Высшего Государственного Совета Союзного государства 24 января 2006 года в Санкт-Петербурге. Президент Российской Федерации Владимир Путин и Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко подписали Соглашения по вопросам союзной собственности и об обеспечении равных прав граждан на свободу передвижения. Они приняли также совместное заявление о взаимопонимании по вопросу вступления в ВТО.
Совет Министров является исполнительным органом Союзного государства. В Совет Министров входят Председатель Совета Министров, главы правительств, Государственный секретарь (на правах заместителя Председателя Совета Министров), министры иностранных дел, экономики и финансов государств-участников, руководители основных отраслевых и функциональных органов управления Союзного государства. На заседания Совета Министров могут приглашаться руководители центральных банков и министры государств-участников. Председатель Совета Министров назначается Высшим Государственным Советом. В настоящее время Председателем Совета Министров является Председатель Правительства РФ В.В. Путин. Первое заседание Совета Министров Союзного государства состоялось 25 апреля 2000 года.
Постоянный Комитет является ответственным за подготовку заседаний Высшего Государственного Совета и Совета Министров. Совет Министров формирует Постоянный Комитет, руководимый Государственным секретарем, который по должности исполняет обязанности заместителя Председателя Совета Министров и возглавляет Постоянный Комитет. Государственным секретарем Союзного государства является П.П. Бородин. В составе Постоянного Комитета не должно быть более двух третей членов Постоянного Комитета, являющихся гражданами одного государства. Постоянный Комитет координирует работу отраслевых и функциональных органов Союзного государства и их взаимодействие с национальными органами государств-участников, контролирует выполнение принятых Высшим Государственным Советом и Советом Министров решений, регулярно информирует Совет Министров о положении дел в сферах деятельности отраслевых и функциональных органов Союзного государства, вносит предложения в Совет Министров по выполнению текущих задач развития Союзного государства.
Парламентское Собрание Союза Беларуси и России в соответствии со статьей 70 Договора о создании Союзного государства до выборов в Палату представителей Парламента Союзного государства выполняет функции Парламента Союзного государства.
Для организации работы Парламентского Собрания, предварительной подготовки решений по вопросам его деятельности создан Совет Парламентского Собрания. В состав Совета Парламентского Собрания входят Председатель Парламентского Собрания, первый заместитель Председателя Парламентского Собрания, заместители Председателя Парламентского Собрания и председатели комиссий Парламентского Собрания.
Парламентское Собрание для осуществления своих полномочий образует из числа своих депутатов комиссии, временные комиссии и рабочие группы, взаимодействующие с соответствующими комитетами и комиссиями палат парламентов государств-участников по вопросам своего ведения, и определяет основные направления их деятельности.
В настоящее время в Парламентском Собрании действуют восемь комиссий: по законодательству и Регламенту; по экономической политике; по бюджету и финансам; по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам; по вопросам внешней политики; по безопасности, обороне и борьбе с преступностью; по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварий; по информационной политике.
Парламентское Собрание является наиболее действенным звеном в процессе формирования Союза двух государств. Главная заслуга союзных парламентариев в том, что были заложены основы формирования правовой системы Союзного государства. Перечень вопросов, рассмотренных на заседаниях сессий, свидетельствует о проделанной огромной организационно-политической работе депутатов. Крайне важно, что вся работа Парламентского Собрания проводится в режиме согласованных действий с национальными парламентами государств-союзников.
За весь период функционирования Парламентского Собрания, с апреля 1996 года по настоящее время, проведено тридцать восемь сессий. Четыре из них – во времена Сообщества России и Беларуси. В это время последовательно отрабатывались вопросы и проблемы статуса союзных парламентариев, законодательной базы Союзного государства, основных прав и свобод граждан государств-союзников. В частности, были рассмотрены вопросы:
- о полномочиях членов Парламентского Собрания;
- о постоянных комиссиях Парламентского Собрания и их персональном составе;
- об основных направлениях законопроектной деятельности и плане первоочередных мероприятий Парламентского Собрания;
- о концепции и плане мероприятий по унификации законодательства в сфере реформирования экономики, законодательства о труде на 1996-1997 годы;
- о механизме трансформации союзных законодательных актов в правовые системы государств-участников;
- о ходе работы над проектом законодательного акта, определяющего равный статус граждан Беларуси и России;
- о ходе подготовки проекта Соглашения об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами Российской Федерации, прибывающими для постоянного проживания в Республику Беларусь, и гражданами Республики Беларусь, прибывающими для постоянного проживания в Российскую Федерацию.
Особое место в законотворческой деятельности депутатов занимает период 1997-1999 годов – период действия Договора о Союзе Беларуси и России. В это время новое ускорение получил процесс формирования правовых основ будущего единого государства. Реализуя предоставленные Договором полномочия по подготовке и принятию нормативно-правовых актов, имеющих статус законодательных рекомендаций, Парламентское Собрание приняло свой Регламент, проекты законов «О статусе депутата Парламентского Собрания Союза Беларуси и России», «О порядке рассмотрения, принятия и вступления в силу законов Союза Беларуси и России», «О гражданстве Союза».
Характерной особенностью этого периода можно назвать активизацию интеграционных усилий союзников в экономической и социальных сферах. Именно в этот период начали разрабатываться многие совместные программы, которые обеспечили в последующем высокую степень интеграции ряда отраслей экономик государств-союзников. На прошедших в это время девяти сессиях Парламентского Собрания были рассмотрены проекты важнейших нормативно-правовых актов. В частности:
- о союзной собственности;
- об инвестиционной деятельности;
- о защите экономической конкуренции;
- о финансово-промышленных группах;
- об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- о единых подходах в пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей – граждан государств – участников Союза Беларуси и России.
4-5 мая 1998 года в Гомеле состоялась VIII сессия Парламентского Собрания, на которой был рассмотрен проект закона «О порядке разработки, рассмотрения, принятия и исполнения бюджета Союза». Это явилось серьезным шагом в совершенствовании всего бюджетного процесса. За последние годы бюджет российско-белорусского союза увеличился в пять раз. Это позволило в рамках реализации совместных программ дополнительно создать около 300 тысяч рабочих мест. Создание и функционирование бюджета Союзного государства можно отнести к числу наиболее значимых достижений российско-белорусской интеграции. Он стал действенным средством реализации целей и задач Союзного государства. Основную часть экономической интеграции, безусловно, занимают совместные союзные программы, на них расходуется более 80% бюджетных средств Союзного государства.
За истекшие годы:
- восстановлены и получили дальнейшее развитие производственные кооперационные связи, позволяющие более рационально использовать материальные, финансовые и интеллектуальные ресурсы;
- межгосударственный торговый оборот увеличился более чем в три раза;
- положительные результаты достигнуты в части координации внешней политики государств-союзников, повышения обороноспособности и безопасности на основе программ военно-технического сотрудничества. Созданы совместная региональная группировка войск, и объединенная система ПВО, ведется совместная боевая подготовка, проходят совместные военные учения;
- созданы условия для обеспечения равенства основных прав и свобод граждан Беларуси и России, взаимодействия в сферах науки, культуры, образования. У россиян и белорусов равные права в вопросах социального обеспечения, медицинского обслуживания. Они свободны в передвижении, в выборе места жительства. Граждане Беларуси являются российскими налоговыми резидентами и уплачивают тринадцать процентов подоходного налога после заключения трудового договора с работодателем. Российские и белорусские пенсионеры смогут получать пенсии в любой из союзных стран.
Межпарламентские организации, предоставившие Парламентскому Собранию Союза Беларуси и России статус постоянного наблюдателя:
– Межпарламентский союз (МПС) – статус предоставлен 4 апреля 2001 года.
– Парламентская ассамблея Организации Черноморского экономического сотрудничества (ПАЧЭС) – статус предоставлен 12 июня 2003 года.
– Межпарламентская ассамблея государств – участников Содружества Независимых Государств (МПА СНГ) – статус предоставлен 16 июня 2003 года.
– Межпарламентская ассамблея Евразийского экономического сообщества (МПА ЕврАзЭС) – статус предоставлен 14 ноября 2003 года.
– Парламентская ассамблея Организации Договора о коллективной безопасности (ПА ОДКБ) – статус предоставлен 31 мая 2010 года.
Постоянные наблюдатели при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России:
– Межпарламентская ассамблея Евразийского экономического сообщества (МПА ЕврАзЭС) – статус получен 14 ноября 2003 года.
– Межпарламентская ассамблея государств – участников Содружества Независимых Государств (МПА СНГ) – статус предоставлен 21 апреля 2005 года.
– Парламент Республики Южная Осетия – статус предоставлен 17 октября 2008 года.
– Народное Собрание – Парламент Республики Абхазия – статус предоставлен 17 октября 2008 года.
6 октября 2007 года между Беларусью, Казахстаном и Россией был подписан Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза. Таможенный союз начал функционировать в июле 2010 года.
1 апреля 2011 года на границе между Россией и Беларусью был отменен транспортный контроль.
К 1 июля 2011 года на границе внутри Союзного государства Беларуси и России будут полностью отсутствовать какие-либо признаки пересечения границы как для перевозчиков грузов, так и для физических лиц.
С 28 июня по 3 июля 2011 года на территории ВВЦ планируется провести Межгосударственную выставку, посвященную 20-летию СНГ, на которой будет представлена экспозиция Союзного государства, призванная продемонстрировать итоги и перспективы строительства Союзного государства, углубление экономической интеграции. Центральный раздел экспозиции Союзного государства будет демонстрировать итоги строительства Союзного государства, достижения белорусско-российской интеграции за 15 лет. Кроме того, будет показана структура органов Союзного государства, отраслевых комитетов и комиссий.
Стенды экспозиции Союзного государства будут показывать достижения союзного строительства в сфере экономики, торговли, социальной политики, в культурной сфере и образовании, промышленности и военной сфере. Предполагается представить реализуемые и перспективные программы и мероприятия Союзного государства. Также будут размещены стенды предприятий Беларуси и России, которые демонстрируют свои достижения в рамках программ Союзного государства. На открытых выставочных площадях разместится созданная в результате реализации программ Союзного государства техника.
Стремительные интеграционные процессы в пределах Союзного государства начали постепенно достигать поставленных задач и оправдали эффективность столь тесного сотрудничества. Таким образом, создание Союзного государства явилось важным событием в международных отношениях начала ХХI века служит положительным примером для других государств СНГ.