САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Приоритет – инновациям

Переход от обычных производственных программ к инновационным уже стал магистральным направлением развития российско-белорусской экономики. О роли сотрудничества двух государств в этой сфере, о некоторых направлениях совместной работы рассказывает член Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по экономической политике Анатолий ЛОКОТЬ.

Переход от обычных производственных программ к инновационным уже стал магистральным направлением развития российско-белорусской экономики. О роли сотрудничества двух государств в этой сфере, о некоторых направлениях совместной работы рассказывает член Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по экономической политике Анатолий ЛОКОТЬ.

– Программы Союзного государства включают в себя комплекс совместных мероприятий по решению крупных социально-экономических задач, служат упрочению производственных связей между субъектами хозяйствования. Это, в свою очередь, гарантирует выпуск конкурентоспособной продукции, позволяет в полной мере использовать производственные мощности, создавать дополнительные рабочие места. По оценкам специалистов, благодаря союзным программам сегодня в Беларуси и России с учетом организаций-смежников обеспечены работой сотни тысяч человек. Такая форма объединения усилий Беларуси и России во всех важнейших сферах – экономике, финансах, науке, технике, культуре – положительно отличает Союзное государство от других интеграционных образований, которые существуют на постсоветском пространстве.
Основная задача, которую призваны решить инновационные программы, – создание высокотехнологичной, ресурсо- и энергосберегающей, экологобезопасной экономики, способной выдержать конкуренцию на мировом рынке,  а также обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие Беларуси и России и повышение качества жизни наших народов. О том, как сделать нашу экономику конкурентоспособной, недавно говорили в Твери депутаты Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, представители республиканских органов государственного управления Республики Беларусь и федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, Постоянного Комитета Союзного государства, ведущие российские и белорусские ученые, руководители крупнейших научных и учебных учреждений, представители инновационной инфраструктуры на двадцать третьем заседании постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России по вопросам строительства Союзного государства на тему:  «Приоритетные направления научно-технической деятельности в рамках единого научно-технологического пространства Союзного государства: проблемы и перспективы». Особое внимание было уделено в том числе и инновационным программам и проектам Союзного государства и их финансированию; формам и механизмам сотрудничества в области коммерциализации результатов научных исследований и трансфера технологий; зарубежному опыту организации инновационной деятельности, а также опыту отдельных регионов Беларуси и России по сохранению и наращиванию инновационного потенциала.
В современных условиях глобализации мировой экономики для Беларуси и России общим является понимание необходимости инновационного прорыва – модернизации экономических систем на основе новейших технологий для резкого повышения конкурентоспособности продукции на мировых рынках. Поэтому использование интеллектуальных ресурсов и развитие соответствующей технологической базы – важнейшие общенациональные задачи.

За годы союзного строительства сделано немало. Однако  возможности развития сотрудничества в научно-технической и инновационной сферах, создания конкурентоспособных на мировых рынках высоких технологий и производств в рамках реализации программ Союзного государства не были реализованы в полной мере. Во многом это связано с разрозненностью нормативно-правовых актов Беларуси и России, регламентирующих научно-техническую и инновационную деятельность. У нас отсутствует единая система правовых регуляторов, устанавливающих меры по стимулированию создания и реализации инноваций. Не определены принципы и механизмы использования материального и интеллектуального потенциалов, прежде всего вопросы распределения прав собственности на результаты исследований и разработок. А низкая капитализация инновационных организаций вызывает трудности при получении банковских кредитов, поскольку у них обычно отсутствует ликвидное обеспечение, обладающее определенной стоимостью и потенциально способное быть оперативно реализованным в случае необходимости удовлетворения требований банка. Нет механизмов венчурного финансирования совместных белорусско-российских инновационных программ и проектов. Российские венчурные организации не имеют права осуществлять венчурное финансирование белорусских проектов, в Беларуси нет венчурных организаций. Процесс формирования научно-технических программ остается забюрократизированным, что не позволяет оперативно реагировать на требования и вызовы глобальной конкуренции. Отсутствует порядок отбора и формирования конкретных небольших инновационных проектов, имеющих интеграционную составляющую. Не решены вопросы взаимного признания патентов, других форм результатов научных исследований. Открытой остается проблема передачи (трансфера) в промышленный сектор знаний и технологий, разработанных государственными научно-исследовательскими организациями и университетами. И, наконец, не решены вопросы собственности как на хозяйственные объекты, создаваемые в рамках программ Союзного государства, так и на объекты интеллектуальной собственности.
А ведь для перехода на инновационный путь развития нужна активная комплексная инновационная политика Союзного государства, включающая разработку научно-технических программ на базе консолидации высокоразвитого потенциала сфер производства, науки, образования. Следовательно, нужна полномасштабная инновационная система и   качественно новый уровень отношений – как между исследователями, так и между государственными и производственными структурами. Мы, союзные законодатели, должны активнее гармонизировать систему нормативно-правового регулирования научно-технической и инновационной деятельности с учетом принципов регулирования современных международно-правовых отношений. Ускорить подготовку проекта Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации в области охраны интеллектуальной деятельности. Определить и актуализировать приоритетные направления двустороннего научно-технического и инновационного взаимодействия, а также Перечень приоритетных научно-технологических и инновационных программ и проектов Союзного государства. И приоритет должен быть отдан прорывным проектам, выходящим на беспрецедентные решения, имеющим существенную значимость для крупных структурных изменений, направленных на формирование нового технологического уклада, отличающихся принципиальной новизной и взаимосвязанностью проектов, необходимых для широкомасштабного распространения прогрессивных научно-технических достижений.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. В России будут штрафовать за неправильный выгул собак
  2. Премьер-министр Пакистана подарил Александру Лукашенко седло
  3. Александр Лукашенко и Премьер-министр Пакистана приняли совместное заявление
  4. Владимир Путин 6 декабря примет участие в заседании высшего Госсовета Союзного государства
  5. Минобороны РФ сообщило об ударах ракетами ATACMS по объектам в Курской области
  6. Беларусь может начать экспорт в Пакистан
  7. Вячеслав Володин и Леонид Слуцкий выразили благодарность создателям «Орешника»
  8. Вячеслав Володин: Военнослужащие, воспитывающие ребенка-инвалида, смогут получить жилье вне очереди
  9. Вячеслав Володин: Наша задача — защитить детей от токсикомании
  10. Владимир Путин обсудил с губернатором Архангельской области производство дронов для СВО и проблему аварийного жилья
  11. Российские войска взяли село Копанки в Харьковской области
  12. Александр Лукашенко: Беларуси и Пакистану необходимо монетизировать политические отношения
  13. Вячеслав Володин провел встречу с Председателем Парламента Южной Осетии
  14. Владимир Путин посетит с государственным визитом Казахстан 27–28 ноября
  15. Владимир Путин призвал не допустить дестабилизации ситуации в СНГ

Парламентское Собрание

Депутаты активно расчищают дорогу на пути российско-белорусского сотрудничества

История Парламентского Собрания насчитывает больше четверти века. Внушительный срок для любой международной структуры.

Политика

Вячеслав Володин - об ответе Западу: Россия себя защитит. И у нас есть, чем это сделать!

Наша страна вправе использовать свое вооружение против военных объектов тех государств, которые нас атакуют

МНЕНИЯ

Хватит засорять язык!

Олег Зинченко

Почему у нас такая тяга к иностранным словам?

Сожгли шалаш Ленина. Хотят поджечь страну?

Михаил Васильев

Поступать с историческими памятниками как на Украине – желать России такой же судьбы

Зачем Абхазии валюта Союзного государства?

Анатолий Заусайлов

Местная оппозиция предлагает сделать республику полигоном для ее тестирования

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также