САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Приоритет – инновациям

Переход от обычных производственных программ к инновационным уже стал магистральным направлением развития российско-белорусской экономики. О роли сотрудничества двух государств в этой сфере, о некоторых направлениях совместной работы рассказывает член Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по экономической политике Анатолий ЛОКОТЬ.

Переход от обычных производственных программ к инновационным уже стал магистральным направлением развития российско-белорусской экономики. О роли сотрудничества двух государств в этой сфере, о некоторых направлениях совместной работы рассказывает член Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по экономической политике Анатолий ЛОКОТЬ.

– Программы Союзного государства включают в себя комплекс совместных мероприятий по решению крупных социально-экономических задач, служат упрочению производственных связей между субъектами хозяйствования. Это, в свою очередь, гарантирует выпуск конкурентоспособной продукции, позволяет в полной мере использовать производственные мощности, создавать дополнительные рабочие места. По оценкам специалистов, благодаря союзным программам сегодня в Беларуси и России с учетом организаций-смежников обеспечены работой сотни тысяч человек. Такая форма объединения усилий Беларуси и России во всех важнейших сферах – экономике, финансах, науке, технике, культуре – положительно отличает Союзное государство от других интеграционных образований, которые существуют на постсоветском пространстве.
Основная задача, которую призваны решить инновационные программы, – создание высокотехнологичной, ресурсо- и энергосберегающей, экологобезопасной экономики, способной выдержать конкуренцию на мировом рынке,  а также обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие Беларуси и России и повышение качества жизни наших народов. О том, как сделать нашу экономику конкурентоспособной, недавно говорили в Твери депутаты Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, представители республиканских органов государственного управления Республики Беларусь и федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, Постоянного Комитета Союзного государства, ведущие российские и белорусские ученые, руководители крупнейших научных и учебных учреждений, представители инновационной инфраструктуры на двадцать третьем заседании постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России по вопросам строительства Союзного государства на тему:  «Приоритетные направления научно-технической деятельности в рамках единого научно-технологического пространства Союзного государства: проблемы и перспективы». Особое внимание было уделено в том числе и инновационным программам и проектам Союзного государства и их финансированию; формам и механизмам сотрудничества в области коммерциализации результатов научных исследований и трансфера технологий; зарубежному опыту организации инновационной деятельности, а также опыту отдельных регионов Беларуси и России по сохранению и наращиванию инновационного потенциала.
В современных условиях глобализации мировой экономики для Беларуси и России общим является понимание необходимости инновационного прорыва – модернизации экономических систем на основе новейших технологий для резкого повышения конкурентоспособности продукции на мировых рынках. Поэтому использование интеллектуальных ресурсов и развитие соответствующей технологической базы – важнейшие общенациональные задачи.

За годы союзного строительства сделано немало. Однако  возможности развития сотрудничества в научно-технической и инновационной сферах, создания конкурентоспособных на мировых рынках высоких технологий и производств в рамках реализации программ Союзного государства не были реализованы в полной мере. Во многом это связано с разрозненностью нормативно-правовых актов Беларуси и России, регламентирующих научно-техническую и инновационную деятельность. У нас отсутствует единая система правовых регуляторов, устанавливающих меры по стимулированию создания и реализации инноваций. Не определены принципы и механизмы использования материального и интеллектуального потенциалов, прежде всего вопросы распределения прав собственности на результаты исследований и разработок. А низкая капитализация инновационных организаций вызывает трудности при получении банковских кредитов, поскольку у них обычно отсутствует ликвидное обеспечение, обладающее определенной стоимостью и потенциально способное быть оперативно реализованным в случае необходимости удовлетворения требований банка. Нет механизмов венчурного финансирования совместных белорусско-российских инновационных программ и проектов. Российские венчурные организации не имеют права осуществлять венчурное финансирование белорусских проектов, в Беларуси нет венчурных организаций. Процесс формирования научно-технических программ остается забюрократизированным, что не позволяет оперативно реагировать на требования и вызовы глобальной конкуренции. Отсутствует порядок отбора и формирования конкретных небольших инновационных проектов, имеющих интеграционную составляющую. Не решены вопросы взаимного признания патентов, других форм результатов научных исследований. Открытой остается проблема передачи (трансфера) в промышленный сектор знаний и технологий, разработанных государственными научно-исследовательскими организациями и университетами. И, наконец, не решены вопросы собственности как на хозяйственные объекты, создаваемые в рамках программ Союзного государства, так и на объекты интеллектуальной собственности.
А ведь для перехода на инновационный путь развития нужна активная комплексная инновационная политика Союзного государства, включающая разработку научно-технических программ на базе консолидации высокоразвитого потенциала сфер производства, науки, образования. Следовательно, нужна полномасштабная инновационная система и   качественно новый уровень отношений – как между исследователями, так и между государственными и производственными структурами. Мы, союзные законодатели, должны активнее гармонизировать систему нормативно-правового регулирования научно-технической и инновационной деятельности с учетом принципов регулирования современных международно-правовых отношений. Ускорить подготовку проекта Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации в области охраны интеллектуальной деятельности. Определить и актуализировать приоритетные направления двустороннего научно-технического и инновационного взаимодействия, а также Перечень приоритетных научно-технологических и инновационных программ и проектов Союзного государства. И приоритет должен быть отдан прорывным проектам, выходящим на беспрецедентные решения, имеющим существенную значимость для крупных структурных изменений, направленных на формирование нового технологического уклада, отличающихся принципиальной новизной и взаимосвязанностью проектов, необходимых для широкомасштабного распространения прогрессивных научно-технических достижений.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Союзные парламентарии обсудят роуминг, медиакомпанию СГ, подготовку к 80-летию Победы
  2. Почти 600 национальных наблюдателей на выборах аккредитованы в Беларуси
  3. Вячеслав Володин: Наша задача — защитить страну и граждан от тех, кто предал наше государство, уехал и поливает грязью
  4. В Москве полиция начала проверку из-за изрисованного памятника Ахмату Кадырову
  5. Литва потратит деньги налогоплательщиков на ремонт забора на границе с Беларусью
  6. Лукашенко заявил, что отказ Дуды от совместного фото в Баку никто не заметил
  7. Вячеслав Володин: В бюджете есть средства, необходимые для выполнения всех социальных обязательств
  8. Глава Кореневского района Курской области на встрече с жителями начала рассказывать о своей медали
  9. Игорь Сергеенко: Попытки изолировать Беларусь на мировой арене терпят неудачу
  10. Беларусь и Казахстан проведут форум регионов
  11. Александр Лукашенко собрал 700 тысяч подписей за свое выдвижение кандидатом в президенты Беларуси
  12. Союзные парламентарии приняли участие в фестивале творчества инвалидов «Вместе мы сможем больше»
  13. Леонид Слуцкий Владимиру Путину: Надо делать все, чтобы участники СВО приходили во власть
  14. Лукашенко о футболе: Вся проблема у нас - это физическое состояние спортсменов
  15. Дмитрий Песков: Вопросов-раздражителей для обсуждения у России и США много

Парламентское Собрание

Парламентское собрание обсудит создание Медиакомпании Союзного государства

Заседание Комиссии Парламентского Собрания по информационной политике, информационным технологиям и связи состоится в Минске

Политика

Вячеслав Володин: Ушло время Байденов, Шольцев и Макронов

Председатель Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, Председатель Госдумы встретился с Председателем Народной скупщины Республики Сербской (Босния и Герцеговина) Ненадом Стевандичем. Россия и Республика Сербская выступают за построение многополярного мира.

МНЕНИЯ

Пусть собаки-русофобы собственный хвост кусают

Олег Зинченко

Западный автопром заговорил о возвращении в Россию. А надо ли их пускать?

Трамп еще официально не вступил в должность, но уже вовсю строит свою будущую администрацию

Анатолий Заусайлов

Обожающий нестандартные ходы политик и миллиардер и тут не обошелся без шоковых для многих назначений. Америку ждет большая перезагрузка.

Запад опять за Гитлера

Михаил Васильев

Страны «цивилизованного мира» хором голосуют против героизации нацизма

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также