САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Приоритет – инновациям

Переход от обычных производственных программ к инновационным уже стал магистральным направлением развития российско-белорусской экономики. О роли сотрудничества двух государств в этой сфере, о некоторых направлениях совместной работы рассказывает член Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по экономической политике Анатолий ЛОКОТЬ.

Переход от обычных производственных программ к инновационным уже стал магистральным направлением развития российско-белорусской экономики. О роли сотрудничества двух государств в этой сфере, о некоторых направлениях совместной работы рассказывает член Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по экономической политике Анатолий ЛОКОТЬ.

– Программы Союзного государства включают в себя комплекс совместных мероприятий по решению крупных социально-экономических задач, служат упрочению производственных связей между субъектами хозяйствования. Это, в свою очередь, гарантирует выпуск конкурентоспособной продукции, позволяет в полной мере использовать производственные мощности, создавать дополнительные рабочие места. По оценкам специалистов, благодаря союзным программам сегодня в Беларуси и России с учетом организаций-смежников обеспечены работой сотни тысяч человек. Такая форма объединения усилий Беларуси и России во всех важнейших сферах – экономике, финансах, науке, технике, культуре – положительно отличает Союзное государство от других интеграционных образований, которые существуют на постсоветском пространстве.
Основная задача, которую призваны решить инновационные программы, – создание высокотехнологичной, ресурсо- и энергосберегающей, экологобезопасной экономики, способной выдержать конкуренцию на мировом рынке,  а также обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие Беларуси и России и повышение качества жизни наших народов. О том, как сделать нашу экономику конкурентоспособной, недавно говорили в Твери депутаты Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, представители республиканских органов государственного управления Республики Беларусь и федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, Постоянного Комитета Союзного государства, ведущие российские и белорусские ученые, руководители крупнейших научных и учебных учреждений, представители инновационной инфраструктуры на двадцать третьем заседании постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России по вопросам строительства Союзного государства на тему:  «Приоритетные направления научно-технической деятельности в рамках единого научно-технологического пространства Союзного государства: проблемы и перспективы». Особое внимание было уделено в том числе и инновационным программам и проектам Союзного государства и их финансированию; формам и механизмам сотрудничества в области коммерциализации результатов научных исследований и трансфера технологий; зарубежному опыту организации инновационной деятельности, а также опыту отдельных регионов Беларуси и России по сохранению и наращиванию инновационного потенциала.
В современных условиях глобализации мировой экономики для Беларуси и России общим является понимание необходимости инновационного прорыва – модернизации экономических систем на основе новейших технологий для резкого повышения конкурентоспособности продукции на мировых рынках. Поэтому использование интеллектуальных ресурсов и развитие соответствующей технологической базы – важнейшие общенациональные задачи.

За годы союзного строительства сделано немало. Однако  возможности развития сотрудничества в научно-технической и инновационной сферах, создания конкурентоспособных на мировых рынках высоких технологий и производств в рамках реализации программ Союзного государства не были реализованы в полной мере. Во многом это связано с разрозненностью нормативно-правовых актов Беларуси и России, регламентирующих научно-техническую и инновационную деятельность. У нас отсутствует единая система правовых регуляторов, устанавливающих меры по стимулированию создания и реализации инноваций. Не определены принципы и механизмы использования материального и интеллектуального потенциалов, прежде всего вопросы распределения прав собственности на результаты исследований и разработок. А низкая капитализация инновационных организаций вызывает трудности при получении банковских кредитов, поскольку у них обычно отсутствует ликвидное обеспечение, обладающее определенной стоимостью и потенциально способное быть оперативно реализованным в случае необходимости удовлетворения требований банка. Нет механизмов венчурного финансирования совместных белорусско-российских инновационных программ и проектов. Российские венчурные организации не имеют права осуществлять венчурное финансирование белорусских проектов, в Беларуси нет венчурных организаций. Процесс формирования научно-технических программ остается забюрократизированным, что не позволяет оперативно реагировать на требования и вызовы глобальной конкуренции. Отсутствует порядок отбора и формирования конкретных небольших инновационных проектов, имеющих интеграционную составляющую. Не решены вопросы взаимного признания патентов, других форм результатов научных исследований. Открытой остается проблема передачи (трансфера) в промышленный сектор знаний и технологий, разработанных государственными научно-исследовательскими организациями и университетами. И, наконец, не решены вопросы собственности как на хозяйственные объекты, создаваемые в рамках программ Союзного государства, так и на объекты интеллектуальной собственности.
А ведь для перехода на инновационный путь развития нужна активная комплексная инновационная политика Союзного государства, включающая разработку научно-технических программ на базе консолидации высокоразвитого потенциала сфер производства, науки, образования. Следовательно, нужна полномасштабная инновационная система и   качественно новый уровень отношений – как между исследователями, так и между государственными и производственными структурами. Мы, союзные законодатели, должны активнее гармонизировать систему нормативно-правового регулирования научно-технической и инновационной деятельности с учетом принципов регулирования современных международно-правовых отношений. Ускорить подготовку проекта Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации в области охраны интеллектуальной деятельности. Определить и актуализировать приоритетные направления двустороннего научно-технического и инновационного взаимодействия, а также Перечень приоритетных научно-технологических и инновационных программ и проектов Союзного государства. И приоритет должен быть отдан прорывным проектам, выходящим на беспрецедентные решения, имеющим существенную значимость для крупных структурных изменений, направленных на формирование нового технологического уклада, отличающихся принципиальной новизной и взаимосвязанностью проектов, необходимых для широкомасштабного распространения прогрессивных научно-технических достижений.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Игорь Сергеенко: Белорусские парламентарии заморозили отношения с коллегами из Евросоюза
  2. Путин включил в состав Совбеза Дюмина, Мантурова, Скворцову и Линца
  3. Осенний призыв в РФ пройдет с 1 октября по 31 декабря 2024 года
  4. В Беларуси сохраняется высокий рост доходов населения
  5. Владимир Путин присвоил звание Героя России военкору Евгению Поддубному
  6. Иван Мельников: Отношения РФ и Китая сегодня находятся на высочайшем уровне за всю историю их развития
  7. Вячеслав Володин: Взаимодействие Государственной Думы и Консультативного совета Омана выходит на новый уровень
  8. Владимир Путин открыл объекты социальной инфраструктуры в новых регионах
  9. Обвиняемого в покушении на Прилепина приговорили к пожизненному заключению
  10. Владимир Джабаров: Беларусь может стать деятельным участником БРИКС
  11. В Беларуси началась проверка готовности подразделений ВВС и войск ПВО
  12. Законопроекты по вопросам миграционной политики поддержаны Правительством и Верховным Судом РФ
  13. Молодежный белорусско-российский симфонический оркестр под руководством Юрия Башмета выступит в Москве
  14. Вячеслав Володин передал проект федерального бюджета в комитет Госдумы
  15. Мишустин прибыл с официальным визитом в Иран

Парламентское Собрание

Вячеслав Володин: Инициативы в сфере миграционной политики стали итогами диалога с жителями РФ

Российские законодатели приступают к рассмотрению пяти законопроектов в сфере миграционной политики

Политика

Александр Лукашенко - об ответе на агрессию НАТО: Россия весь арсенал применит

Беларусь тоже наготове. А Запад боится - при всей его воинственности, к Третьей мировой войне не готов

МНЕНИЯ

Шура, это конец?

Анатолий Заусайлов

Визит Зеленского в США иначе как провалом не назовешь

Похоронная звезда Зеленского

Михаил Васильев

Просроченный президент запатентовал торговую марку на массу услуг

Бросок «Аллигатора»

Павел Родионов

Экипаж вертолёта Камова в зоне СВО вновь доказал величие нашей техники

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также