Я, только что получившая аттестат о среднем полном образовании, хочу рассказать о своем опыте подготовки и сдачи экзамена: как он проходил и как оценивают свои шансы на успешное поступление в вуз сегодняшние выпускники? В далеком 2004 году я, первоклашка, не думала ни о контрольных, ни о годовых оценках. Мне просто очень нравилась школьная форма, новые книги, пахнущие типографией, и, конечно же, ласковая и добрая улыбка первой учительницы. Многое изменилось спустя 11 лет.
В 9-м классе я благополучно написала ГИА и, приняв этот экзамен за генеральную репетицию перед настоящим испытанием, посчитала, что с ЕГЭ справиться будет не сложнее. На деле все оказалось совсем не просто. Русский и математика прошли очень спокойно по сравнению с другими предметами. Успокаивала мысль, что никому не миновать этой участи, да и разработчики упростили варианты по основным предметам по сравнению с прошлым годом. Весь мой класс написал русский на оценку «5», а вот на математике оказалась пара недавних.
Два дня провела в ожидании обновлений страницы с результатами на портале ЕГЭ – баллы приходили с опозданием на сутки. Впереди меня ожидали профильные предметы – литература, обществознание и история, к которым готовилась весь год. С первыми двумя собралась и справилась, а экзамен по истории, самый сложный, на мой взгляд, для гуманитариев, писала с температурой в душной аудитории. Выходя из аудитории, опомнилась и поняла, что напутала исторических деятелей. Иван I в моих ответах самым странным образом превратился в Ивана III. День обернулся слезами – о 100 баллах уже не могло быть и речи.
Выпускной экзамен – это экзамен зрелости. Иначе не скажешь. Насколько самостоятельно ты предпринимаешь шаги к выбору будущего, насколько успешно преодолеваешь вступительные испытания в вуз, с каким осознанием определяешься с профессией, настолько готов к взрослой жизни.
Главный фактор, который может помешать успешной сдаче, – волнение и стресс. Они подстерегают еще на этапе подготовки. Видела ребят, которые, наглотавшись «от нервов» «Ново-Пассита», были крайне вялы и рассеянны. Видела и тех, кто после выхода из кабинета падал в обморок. По словам разработчиков, госэкзамен – это не что иное, как объективная оценка качества подготовки учеников, освоивших образовательные программы среднего общего образования.
Однако, я считаю, ученик со школьной подготовкой не может успешно сдать ЕГЭ, многие задания требуют более глубокого изучения с уклоном вузовской подготовки. Так, профильная математика привела в ужас ребят, которые пришли получить высокий результат для поступления в вузы и весь год решали задачки повышенной сложности. Задания разительно отличались от тех примеров на сайте ФИПИ, по которым готовились. ЕГЭ необходимы четкие пределы содержания и требований.
За этот учебный год правильному оформлению бланка было уделено едва ли не столько же времени, что и самому предмету: ошибка при заполнении клеточек фатальна. По сравнению с прошлыми годами усилены меры против нарушения сдачи ЕГЭ: металлоискатели, камеры слежения, охрана и безопасное хранение информации о КИМах. Однако многим удалось пронести технику и справочники.
Я благодарна моим учителям, которые успокаивающе напоминали, что ЕГЭ все же не объективный показатель знаний. Вряд ли об уровне интеллектуального багажа человека можно судить из его ответа на вопрос по литературе: «Назовите номер главы, из которой взят эпиграф». Не буду оригинальной, но главное для успешной сдачи – готовиться. И делать это систематически. Расставьте свои приоритеты и рационально распределяйте время. Заставьте себя перебороть страх, сомнения и неуверенность – и результат непременно будет.