Олег Зинченко: Экран, темно и Госкино
Не пора ли вернуть худсоветы, чтобы не пускать на экраны откровенную халтуру?
Не буду судить Андреасяна. Вопрос любви к работам того или иного художника — весьма специфический.
Точно ситуацию охарактеризовала депутат Госдумы, киноактриса Елена Драпеко:
- Любит он, не любит Тарковского — Тарковскому от этого ни холодно, ни жарко, Тарковский остается великим режиссером. А вот то, что он не умеет общаться со студентами, видимо, просто дурно воспитан, это говорит о его человеческих качествах.
Фильмография Андреасяна для его 41 года жизни весьма обширная. Он продюсер 108 картин, а в 37 выступил как режиссёр. Продуктивности можно позавидовать. Правда, о 90 процентов его работ я никогда не слышал, как, наверное, и большинство воспитанных как минимум на советском кинематографе зрителей. А про те, что слышал, то есть, посмотрел — ничего хорошего сказать не могу. И в советское время были такие фильмы — для плана. Они отбивали затраты не полными залами, а «ковровыми бомбардировками» по кинозалам страны. С мира по зёрнышку, как говорится.
Правда, есть у Андреасяна и кассовые фильмы. «Непрощённый» с Нагиевым в главной роли - собрал 396 миллионов рублей, «На солнце, вдоль рядов кукурузы» - 457 миллионов, «Онегин» - 558 миллионов.
Но всё равно, по мне — это не кино, а жвачка для глаз. Белый шум — вынужденные помехи в нашем мире. Но он зарабатывает на этом деньги. И это его ниша, его бизнес.
И зритель, молодой зритель, к этому готов (судя по кассовым сборам). Впрочем, чему удивляться? Те, для кого экранизация комиксов от Марвел — кино, не готовы принять настоящие культурные события. Для них это сложно, непостижимо.
Чтобы ширпотреб покинул экраны российских кинотеатров, нужны качественные фильмы. А достичь качества, думается, можно только коллективным творческим разумом.
В своё время роль Госкино заключалась не только в финансировании кинопроизводства, но и в утверждении творческой концепции фильмов. Мы многое читали и смотрели, про то, как тот или иной фильм резали, клали на полку, вносили правки и так далее. Но в итоге, кино снятое в СССР, всегда было явлением в мировом кинематографе. И на экранах блистали «Иваново детство» и «Андрей Рублёв» - Тарковского, «Летят журавли» - Калатозова, «Доживём до понедельника» - Ростоцкого, и многие-многие другие фильмы, ставшие жемчужинами российского кино.
Может пора вернуться к подобной практике?