Павел Родионов: «Дельфин» подружился с «Бегемотом»
За новогодней суетой как-то в тени остался знаковый военно-морской юбилей. 120 лет назад во Владивостоке на главной базе Тихоокеанского флота было образовано первое в России, да и во всем мире соединение подводных лодок.
В состав самой первой бригады подплава вошла в том числе и первая отечественная боевая субмарина «Дельфин». С тех пор проделан огромный путь: принципиально изменились технологии и сегодня на вооружении стоят современные подлодки, как атомные, так и дизельные, за бесшумность хода прозванные в НАТО «черными дырами» - засечь их в морских глубинах практически невозможно.
И «Дельфины» сегодня также в строю – могучие потомки того самого первого, с которого все началось. Только теперь это славное имя носит на одна лодка, а целый класс могучих морских исполинов – ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПКСН) проекта 677.
За необычную архитектуру корпуса моряки-острословы еще называют их «горбатыми». По внешнему виду он и впрямь сильно отличаются от привычного нам облика подводных лодок. В огромном горбу позади рубки сосредоточен их главный, сокрушительный арсенал. Межконтинентальный баллистические ракеты. Целых шестнадцать штук. Созданные еще в советское время гением наших конструкторов, атомные «Дельфины» и сегодня в строю. Рабочая лошадка океанской компоненты ядерной триады страны.
Кстати, Советской Союз уходил в историю под могучие залпы одного из «Дельфинов». Последний салют империи – операция «Бегемот». Шестого августа 1991 года с подводного крейсера «Новомосковск» были запущены сразу шестнадцать ракет, весь боекомплект. Ракеты выходили из шахт одна за другой с интервалом всего в 14 секунды. И точно ложились в цель на полигоне Кура на Камчатке. По словам очевидцев, «Новомосковск» стрелял как автомат Калашникова.
Американцы были в шоке. Их рекорд, по сравнению с нашим, сущие слезы – четыре ракеты с борта «Огайо». Бегемотские залпы сделали свое дело и на долгие годы охладили воинственный пыл наших заклятых «друзей». Даже в девяностые годы, когда Россия переживала время жестокого бардака, в Вашингтоне и в мыслях не было грозить Москве военной силой. Ведь «Дельфины» благодаря мужеству и стойкости моряков, месяцами сидевших без зарплаты, слава богу, удалось сохранить в боеготовом состоянии.
А раз так, то «Бегемот» мог повториться, только не по учебных целям уже. В Вашингтоне это понимали тогда. Наверняка, понимают и сегодня.