Олег Зинченко: Прежде чем бороться с курильщиками, победите алкоголиков
Очередные инициативы ЗОЖников всколыхнули интернет.
Если следовать логике ведомства, в 2028 году у нас не должно остаться юных курильщиков. Совсем. Ведь те, кто может легально покупать сигареты с 18 лет, исчезнут. А через 30 с небольшим лет, вообще курильщиков не останется.
Казалось бы, можно аплодировать, найдена панацея.
Второе предложение — ввести запрет на курение на ходу.
Не буду оценивать реальную пользу, которую могут принести такие проекты, и могут ли вообще на что-то повлиять, этим пусть эксперты занимаются. Отмечу лишь, что Минфин уже обратил внимание, что полный запрет идёт вразрез с Конституцией, лишая гражданина права выбора. Плюс, в 2028 году только на акцизах страна потеряет семь миллиардов рублей (в нынешних ценах).
Ну а второй закон — явно избирательный. Ведь если за москвичами, например, можно установить полный визуальный контроль, то кто будет следить за курильщиком из какого-нибудь отдалённого села? Там и эпизодическую слежку трудно организовать.
А вот что меня давно смущает в свете борьбы с табакокурением, так это избирательность назначения врага.
Табак — зло. Никто не спорит. А алкоголь — добро? Если следовать рекомендациям врачей, и надписям на этикетках — тоже зло. Но сигареты хранятся в закрытых шкафах, а бутылки во всей красе на всеобщем обозрении. Хоть для прожжённых пьяниц, хоть для детей несмышлёных. Это, типа, не кури, но бухай, так что ли?
А сахар? Вам любой эндокринолог скажет, что это вреднейший продукт. И что? Мы на пачках печенья видим последствия, которые вызывает в организме диабет? Например, фото диабетической стопы на шоколадке, вполне отбило бы желание покупать сладость. Но нет, всё продаётся легально и с рекламой.
В общем, за здоровый образ жизни надо бороться — безусловно. Но делать это надо системно и в связке с финансистами, экономистами и силовиками. И, конечно, без тотальных запретов. Тем более, это не наше изобретение. В Новой Зеландии запретили продажу сигарет родившимся после 2009 года. И что? Через год запрет сняли. Они лишились в казне одного миллиарда долларов.
Да и контрабандистов зачем плодить? Если в малых государствах их ещё можно отследить, то на наших просторах к потерянным семи миллиардам акцизов, придётся ещё столько же потратить на борьбу с нелегальной торговлей.
Так и живем.