Анатолий Заусайлов: Горячий ноябрь в Абхазии
Местная оппозиция протестует против ратификации инвестиционного соглашения с Россией
Из-за чего же весь этот нешуточный сыр-бор, который может привести к очередной смене власти в Абхазии? Что плохого в инвестициях? Дело в том, что республика за все 30 с лишним лет своей независимости (а признали ее, кроме России, еще 4 страны) упорно не пускает к себе наш бизнес, предпочитая жить на субсидии и дотации от России. Своих денег для развития у абхазов нет, а потому туристическая сфера, да и вся республика развиваются крайне медленно. Москва уже давно предлагала Сухуму решить эту проблему полным открытием рынка для российских бизнесменов, которые могли бы вложить крупный капитал в развитие курортов и прочих отраслей местной экономики.
Однако абхазские власти от этого отбрыкивались. Но в этом году терпение Москвы лопнуло, и она в сентябре закрыла кран «халявных» дотаций: а это зарплаты учителям, врачам и прочим бюджетникам, а заодно начала поставлять электроэнергию по рыночной цене. Дело тут же сдвинулось с мертвой точки: так и появилось соглашение об инвестициях.
Оппозиция, а это люди предыдущего президента Абхазии Рауля Хаджимбы, которого сместил Бжания, настаивают на том, если в республику придет чужой капитал, то от их туристического бизнеса ничего не останется. Мол, русские все скупят. Будем жить бедно, но гордо. При этом они прикрываются российскими флагами и не отказываются оседлать финансовый поток из Москвы, но предпочитают, как и прежде, получать субсидии и дотации от государства, распределением которых будут заниматься самостоятельно. То есть денег дайте, но бизнес не пустим.
Теперь Москве предстоит непростое решение: либо вмешаться, рискуя получить под боком «горячую» точку, либо наблюдать за схваткой со стороны, а потом объяснить победителю, что по-старому жить точно не получится.