Павел Родионов: Освободители стали врагами
6 ноября – 81-я годовщина освобождения Киева от немецко-фашистских захватчиков. Однако в столице Украины никаких торжеств, разумеется, не будет.
В безумные перестроечные годы появилась и пошла гулять байка о том, что освобождение Киева Сталин решил специально подгадать под годовщину Великого Октября. Выполняя волю Верховного, командиры-де безжалостно гнали солдат, как сказали бы сейчас, в «мясные» штурмы. Чушь, конечно. Никто и ничего специально не подгадывал. Так просто совпало. Хотя бои были жестокими, особенно при форсировании Днепра.
Советское командование провело тогда операцию с высадкой крупного воздушного десанта в тылу немецких войск. Но задумка – оказалась неудачной. Против десантников, у которых при себе было только легкое стрелковое оружие с гранатами, гитлеровцы бросили две дивизии СС с тяжелыми танками и артиллерией. Десантники не выдержали натиска и с большими потерями отошли в ближайшие леса, превратившись в партизан, по сути. К линии фронта они с боями пробились только через месяц. Из четырех тысяч шестисот десантников в живых к тому моменту осталось всего девятьсот человек. В их числе был великий в будущем кинорежиссер Григорий Чухрай. Офицер-десантник, уроженец, кстати, Украины. Все погибшие тогда в боях для нас – герои. Только не для нынешнего Киева.
Еще в 90-годах Чухрай, вспоминая трагические события осени 1943 года, словно прозревая будущее, написал горькие строки: «Многие умные, смелые красивые ребята навсегда остались лежать в земле, которую защищали. Это были не только русские и украинцы, но и казахи, и туркмены, и армяне, и азербайджанцы. Сыны многих советских народов. Они погибли за Украину. Сегодня она забыла их».
Забыла и предала.