Валерий Чумаков: С пачки по 25 граммов, – производителю на дворец
Даунсайзинг — обман или нет?
Маркетологи чаще называют «снижение производителем количества, объёма или веса товара в упаковке при сохранении или непропорционально малом снижении отпускной цены» даунсайзингом (буквально – «уменьшение размера»). Экономисты предпочитают на этот случай термин шринкфляция (сжимающая инфляция). Есть даже русский вариант – «сжимфляция». Хотя? как по мне, я бы назвал всё это обманом. Ну, или мошенничеством, как вам больше нравится.
Хотя, у кого из производителей не спроси, все в один голос утверждают, что всё такое «незначительное снижение» делается «исключительно в интересах потребителя». По принципу: «Мы повысили качество продукта, но, чтобы это не отразилось на цене, нам пришлось совсем чуть-чуть уменьшить его объём».
И такое объяснение не единственное. Нередко «сжимфляция» используется в эстетических или дизайнерских целях. У 100-граммового брусочка мыла стачивают углы, придавая ему округлую форму. Заодно, снижая вес до 90 грамм. Или, вот такая классика. Квадрат ведь лучше смотрится, чем прямоугольник, правда? В результате вместо прямоугольной упаковки яиц, в которой 2х5=10 яиц, получите квадратную, в которой 3х3=9, при той же цене.
А бывает и наоборот. Так сыр «Аланталь» выпускался раньше круглыми головками, теперь выпускается кирпичиками. При этом его вес снизился с 240 грамм до 190! Когда у руководства выпускающего этот сыр маслозавода спросили о причинах такой трансформации, руководитель отдела по маркетингу предприятия Александр Клочков объяснил его так: «Раньше мы выпускали сыры в упаковке по 240 граммов, кусочки были другой геометрии, но мы провели исследование и выяснили, что такой формат не удобен для наших покупателей: нарезать, например, на бутерброд прямоугольный кусок удобнее».
Но почему прямоугольный сыр стал весить именно 190 грамм? Даже не 200! И тут нашлось объяснение. Оказывается, исследования показали, что покупатели за раз обычно покупают именно 200 грамм. Исходя именно из этого на предприятии вычислили, что при нарезке именно по 190 грамм на предприятии остаётся меньше всего обрезков. Так и хочется добавить: «и больше денег остаётся в кассе».
Но самое оригинальное объяснение дают производители шоколада, мороженого, различных лимонадов, чипсов и того же хлеба. Они таким образом, оказывается, борются за здоровье нации. Вот как, например, ответила за всех производителей мороженого генеральный директор компании Petrova 5 Consulting Марина Петрова:
«Сегодня покупатели все чаще обращают внимание на энергетическую ценность продукта, особенно это заметно в категории десертов. И здесь важно, чтобы такая калорийность вписывалась в определённые нормативы, которыми руководствуются потребители, соблюдающие принципы сбалансированного питания. Важно учитывать, что запрос на уменьшенную упаковку идёт также от ЗОЖ-покупателей. Удобнее взять небольшую порцию мороженого, которую ты можешь позволить себе съесть целиком. Производители мороженого часто руководствуются именно этими факторами, то есть идут не от принципа экономии, а от рынка».
То есть, объём/вес продукта уменьшается исключительно ради того, чтобы мы с вами не съели лишние калории! Поэтому и батоны в 900 и 450 грамм, мучное же вредно! Лимонад страшно вреден. Шоколад… А уж что говорить про чипсы! Поэтому у последних не только уменьшают вес продукта, их упаковки ещё и накачивают воздухом.
Помню, в школе, когда мы проходили «Поднятую целину», все просто умирали над историей деда Щукаря, купившего на рынке у цыган «надутую» кобылу. Купил дородную лошадь, но по дороге у той вылетела «пробка», и в село он привёл уже дохлую клячу. Вот так и мы, покупаем пухлый объёмный пакет чипсов, дома его открываем, и оказывается, что он наполнен едва на треть. И так и хочется сказать производителям огромное «спасибо». Ведь был бы пакет полный. Я бы съел этих вредных чипсов втрое больше, нанеся организму тройной вред. Вот где забота!
Справедливости ради стоит сказать, что «шринкфляция» - не российское «изобретение». Появилась она ещё в 1970-х годах в США на волне серьёзного экономического кризиса. И уже оттуда «разлетелась» почти по всему миру, как «удачный» маркетинговый опыт. И к 2010 году добралась до России. С тех пор у нас средние упаковки изменились:
- по коровьему молоку с 1 и 1,5 литров до 0,95 и 1,45 литров соответственно;
- по майонезу с 450 граммов до 400;
- по пиву с 0,5 литра до 0,45 литра;
- по «сгущёнке» с 400 граммов до 380 граммов;
- по сметане с 350 граммов до 315 граммов;
- по сокам с 1 литра до 0,97 литра;
- по растительному маслу с 1 литра (0,9 кг) до 0,9 литра (0,828 кг).
При этом, чисто юридически, в шкринкфляции всё законно. Ибо в законах нет ограничений и производители в праве производить и продавать свои товары в любом весе и объёме. Хоть напёрстками по 5 грамм.
В Государственной Думе предлагали обязать магазины и супермаркеты на ценниках кроме цены самого продукта писать ещё и «честную цену» – стоимость за килограмм (за литр), но на такой шаг пошли только немногие ритейлеры. Основная же масса отказалась, мотивируя это всё той же (кто бы сомневался) заботой о потребителе. Якобы, мы с вами просто запутаемся в этих ценниках и реально «зависнем», как старый компьютер.
Реально, говорят ритейлеры, если есть такие покупатели, которые способны разобрать на ценнике, какая цифра относится к цене продукта, а какая – к «честной цене», то для таких «продвинутых» не составит труда и самим в уме посчитать, что и сколько стоит в реальности. И правда, вот есть перед вами две пачки сливочного масла. Одна, при весе 180 грамм стоит 166 рублей, другая, 200 грамм, – 183 рубля. Разве сложно в уме составить пропорции:
- 166 рублей / 0,18 кг = 922,22 рубля за 1 кг.
- 183 рубля / 0,2 кг = 915 рублей за 1 кг.
И понять, что кажущаяся экономия в 17 рублей является, на проверку, надувательством?
По мнению ритейлеров – ничего сложного.
Так же не прошло и предложение обязать производителей обозначать вес товара чётко, крупно, и на одном зафиксированном для всей группы подобных товаров месте. Да и кто на такое пойдёт? Ведь тогда обман будет виден сразу! Так что согласится на такое могут разве что те немногие, кто до сих пор выпускает молоко и масло литрами, а хлеб – килограммами.
Ровно год назад Генпрокуратура попыталась справиться с таким произволом. С её подачи в ГОСТ были внесены поправки, согласно которым, «производители сливочного и подсолнечного масла, вермишели, сахара, соли, муки, риса, пшена, чёрного чая и иных продовольственных товаров первой необходимости, желающие заявить об их соответствии ГОСТу, должны использовать фиксированные значения количества названого товара».
Например, по новым правилам гречневая крупа подлежит фасовке по 0,5, 1, 2 кг, молоко — 0,2, 0,25, 0,5, 1 и 2 литра. Вот только вопрос: кто у нас сейчас этими ГОСТами пользуется, когда можно работать и без них по элементарным ТУ (техническим условиям)?
И как тут не позавидовать белорусам, где ГОСТы – всему голова, а производителям, которые попробуют «поиграться» в «сжимфляцию», Глава государства головы моментально открутит. Потому что нельзя обманывать людей, не опасаясь за это быть наказанным. У нас же, в России, можно не опасаться.