Олег Зинченко: Почему в тылу не обучают гражданской обороне?
Когда натовцы одобряют украинские удары своим вооружением вглубь России, ответ на этот вопрос как никогда актуален
В былые же времена о гражданской обороне знал каждый гражданин СССР. Её официальной задачей было сохранение основных промышленных мощностей и населения страны в случае ядерной войны (её рассматривали прежде всего).
Поэтому все граждане, от пятиклассников до пенсионеров, знали, что делать в случае ядерного удара, как защищать себя и близких, где укрытия, и что делать дальше.
Ни у кого не вызывало вопросов, почему надо лечь на землю ногами к взрыву, укрыть голову руками, зажмурить глаза и так далее.
Мы все знали, что во время взрыва сначала воздействует световое излучение. В зависимости от мощности и расстояния от эпицентра, происходит испарение живых существ, расплавление металлов, пожары.
Далее бежит ударная волна. Чем ближе к месту взрыва, тем она разрушительнее.
В этот момент уже вовсю своё черное дело вершит проникающая радиация — ионизирующее излучение.
А завершает ударное воздействие - электромагнитный импульс. Его итоги - от воспламенения радиоэлектронных приборов, до выхода их из строя.
Это первичные последствия ядерного удара. В сети вы найдёте достаточно иллюстраций про ядерные бомбардировки США по Хиросиме и Нагасаки в Японии, чтобы изучить всё мною описанное визуально.
А затем наступают вторичные последствия — заражения окружающей среды, эпидемии, экономический и управленческий хаос.
Так вот, задачей гражданской обороны, в том числе, было не допустить или снизить последствия второго этапа. И не оставить людей наедине с бедой.
Нас обучали и правилам оказания первой медицинской помощи, и правилам эвакуации. Мы знали, где бомбоубежища, где пункты эвакуации. И так далее. Ещё у некоторых граждан были определённые задачи в случае различных бедствий: кто-то шёл в сандружины, кто-то на разбор завалов...
Конечно, не все воспринимали методички и занятия всерьёз. Но в голове, безусловно, что-то отложилось.
А сейчас кто-то готовит граждан к возможной беде? Или не хотят психику травмировать у мирных жителей? Мне кажется, пора губернаторам этим заняться. Уже десять лет как пора.