Юлия Новицкая: Космическая птичка
Сегодня наши ребята работают в открытом космосе в скафандрах «Орлан МКС».
Современный их вариант берет свое начало от советских лунных разработок, когда легендарная «Звезда» в короткие сроки создала легкий и прочный скафандр под названием «Кречет». Затем последовали «Беркут», «Ястреб», «Сокол». Интересно, что все они названы в честь хищных птиц.
Впоследствии, когда лунную программу свернули, наработки все-таки пригодились. Начали строительство долговременных орбитальных станций «Салют» и стали работать в открытом космосе.
Позднее создали «Орлан». Сегодняшний «Орлан-МКС» используют на орбите уже лет восемь. Первый скафандр должен был прилететь на станцию в декабре 2016 года, но грузовик до МКС не долетел.
От предыдущей версии скафандр отличается новой системой отображения информации, внутренней герметичной оболочкой из высокотехнологичной ткани и автоматизированной системой водяного охлаждения.
Весит чудо техники около 114 килограммов. Для сравнения - у американских коллег порядка 146.
Космонавта во время работы в открытом космосе связывают со станцией всего-то два страховочных карабина и руки. Одно неосторожное движение - и можно стать... искусственным спутником Земли. Поэтому должно быть две точки фиксации.
На командире скафандр с красными лампасами, а на бортинженере - с синими. Для меня как зрителя, но в первую очередь для специалистов из Центра управления полетами, такой «опознавательный знак» чрезвычайно удобен - сразу видно, кто перед тобой на экране.
Современный «Орлан-МКС» - самостоятельный космический корабль. Входят в него (именно так, а не надевают) через дверь в спинной части. По отдельности в скафандре можно ремонтировать сегменты рук, ног и перчатки. Рассчитан не менее чем на восемь часов автономной работы.