Валерий Чумаков: «Ядерная дубина» как рычаг управления
Атомные бомбардировки СССР планировались вовсе не с целью захвата или уничтожения страны.
«НЕМЫСЛИМЫЕ» ПЛАНЫ
Обычно, когда у нас заходит речь о коварстве наших «союзников» по Великой Отечественной войне, люди вспоминают операцию «Немыслимое», разработанную спецслужбами Великобритании по приказу Уинстона Черчилля ещё в начале 1945 года. По которой войска США, Великобритании и Франции, при участии сдавшихся им дивизий Вермахта, 1 июля того же 1945 года должны были повернуть своё оружие против СССР. Для того, чтобы силой «выдавить» Красную армию из освобождённой ею Германии и Восточной Европы.
Реализовать «немыслимый» план помешала наша разведка. Легендарная «Красная капелла» сообщила о готовящейся операции советскому командованию, и мы успели перегруппировать войска так, чтобы максимально эффективно противостоять возможному удару. В результате 1 июля команду на начало наступления «союзники» дать так и не осмелились.
Правительство Великобритании долгое время категорически отрицало наличие этого плана. Вплоть до 1998 года, когда он был рассекречен. Сегодня план операции «Немыслимо» и все связанные с ним документы хранятся в Национальном архиве Великобритании.
Сколько бросать в бомбах?
Конечно. в «Немыслимом» не были предусмотрены ядерные удары. По элементарной причине: ядерного оружия у «союзников» тогда ещё просто не было.
Зато в других планах войны с СССР его было задействовано предостаточно. И с каждым новым планом – всё больше. В планах «Тоталити» и «Пинчер» (октябрь 1945-го и 1946 год соответственно) были намечены ядерные удары по 20-30 советским городам из расчёта 1 атомная бомба на 1 город. В плане «Бройлер» (1949 год) на уничтожение 24 крупнейших городов СССР выделялось 34 бомбы. Согласно плану «Фролик» (1950 год) предполагалось поразить 20 советских городов 50 зарядами. В плане «Сизл» городов было уже 70, а зарядов 133.
Дальше – больше. 1951 год, план «Шейкдаун», до 400 целей. 400 ядерных бомб. 1954 год, план «Основной», до 730 целей, 730 бомб. А были ещё планы войны с СССР с применением ядерного оружия «Бушвэкер» (1948 г.), «Кранкшафт» (1948 г.), «Хафмун» (1948 г.), «Флитвуд» (1948 г.), «Когвилл» (1948 г.), «Оффтэк» (1948 г.), «Чариотир» (1948 г.), «Дропшот» (1949 г.), «Троян» (1949 г.)…
Можно не сомневаться в том, что ещё более сокрушительные планы создавались и после 1954-го, но их пока не рассекретили. Эти же грифа Top secret уже лишены и, какие-то полностью, какие-то – частично, выложены в открытый доступ в Интернет, так что каждый желающий легко может с ними ознакомиться.
Меня в них поразила не только холодная циничность, с которой штабисты США и Великобритании планировали уничтожение в ядерном пожаре миллионов мирных жителей, но и цели, которые перед своими странами ставили наши бывшие «союзники». Они выделены в отдельную и также рассекреченную директиву за номером 20/1, составленную в августе 1948 года Советом Национальной безопасности США и озаглавленную «Задачи в отношении СССР».
ЗЕМЛИ МЫ ВАШЕЙ НЕ ХОТИМ НИ ПЯДИ...
Думаете, Штаты планировали оккупировать нашу территорию? А вот и нет. В документе явно сказано:
«Мы должны исходить из того, что для нас будет невыгодно, да и практически неосуществимо оккупировать и поставить под контроль нашей военной администрации всю территорию Советского Союза. Это следует из размеров территории, количества населения, разницы в языке и обычаях, отличающих местное население от нас, а также минимальной вероятности обнаружить какую-то подходящую местную структуру власти, при помощи которой мы могли бы действовать».
Так же США не планировали насаждение у нас демократии. По простой причине: не доросли.
«Независимо от того, сохранится или нет советская власть где-либо на нынешней советской территории, – говорится в документе, – мы не можем быть уверены, что среди русского народа найдутся политические лидеры, которые окажутся полностью "демократичными" в нашем понимании этого слова».
А раз так – пусть будет тоталитаризм, автократия или диктатура, но такая, какая будет полезна и выгодна США.
ХОРОШИЙ РУССКИЙ - СЛАБЫЙ РУССКИЙ
Главной целью ударов по СССР было максимальное ослабление страны. Такое, чтобы советское правительство, как минимум, не смогло бы уже поддерживать другие страны соцлагеря. Задачей максимум была полная ликвидация советского режима на всей территории страны, но это представлялось маловероятным и не было в числе приоритетных задач.
Важной задачей считалось отстранение от власти действующего руководства страны, для чего допускалась кратковременная оккупация главных политических центров.
В остальном, после победы США СССР должна была стать слабым «сырьевым придатком» «цивилизованного мира» с недоразвитой и неспособной к самостоятельному развитию экономикой, полностью зависящей от внешнего мира.
АРМИЯ ПРИГОДИТСЯ. НО МАЛЕНЬКАЯ
В военном отношении «новый СССР» должен был быть максимально ослаблен, чтобы далее он не представлял для внешнего мира и «развитых демократий» вообще никакой опасности. Кроме прочего, это было важно ещё и для того, чтобы от СССР окончательно отвернулись бывшие «друзья», ранее видевшие в нём мощного и надёжного защитника.
«Для эффективного решения, – говорится в директиве, – ... необходимо сократить до разумных пределов несоразмерно огромную российскую военную мощь. Странам, находящимся в зоне влияния СССР, должна быть предоставлена возможность полностью освободиться от русского господства и выйти из-под российского идеологического влияния. Также должен быть полностью развеян миф, который заставляет миллионы людей в странах, удалённых от Советских границ, смотреть на Москву, как на несомненный источник надежды человечества на улучшение жизни, а следы воздействия этого мифа должны быть полностью ликвидированы».
Но и совсем лишать новые Советы вооружённых сил составители директивы считали неверным:
«… мы должны быть мудрее и на территориях, освобождённых от коммунистического контроля, ограничиться наблюдением за тем, чтобы экс-коммунисты не получили возможности реорганизоваться в вооружённые группы, претендующие на политическую власть, и чтобы местные некоммунистические власти получили достаточно вооружения и поддержки в связи с любыми мерами, которые они пожелают предпринять в этом отношении».
ОЧЕНЬ ХУДОЙ СОЮЗ
Во внутренней политике поставленное «победителями» новое руководство страны должно было дать максимальную автономию национальным меньшинствам. Прежде всего это касалось прибалтийских государств (освобождать которые от «советской оккупации», кстати, не планировалось) и Украины.
При этом, опять же, планов по разделению СССР на несколько самостоятельных и независимых государств в директиве не ставилось. Боле того, там предписывалось всячески препятствовать распаду страны на отдельные республики. А в критических ситуациях даже помогать марионеточному правительству бороться с сепаратистами.
И дело тут было даже не в том, что одним правительством управлять легче, чем несколькими, нет, причины были по большей части сугубо экономические. Авторы директивы признавали, что экономики советских республик переплетены настолько сильно, что, будучи разделёнными, они вряд ли выживут. А тратить силы и средства на их поддержку признавалось невыгодным и нецелесообразным. Документ предусматривал поддержку национализма в советских республиках, но с тем, чтобы этот национализм не переходил в сепаратизм.
«Мы должны ожидать, – сказано в нём, – что разные группы предпримут энергичные усилия, чтобы заставить нас вмешаться во внутренние дела России, что угрожает связать нас серьёзными обязательствами и сделает возможным политическим группам в России потребовать нашей поддержки... Между этими группировками возможны случаи насилия. Даже при этом мы не должны вмешиваться, если не будут затронуты наши военные интересы».
Важным моментом в документе было недопущение того, чтобы новое руководство страны смогло «опустить» «железный занавес». СССР в новых условиях должен был быть максимально прозрачным, открытым и предельно доступным для западного контроля и влияния.
«ИДЕАЛЬНЫЙ» СОЮЗ. ДЛЯ США
Итак, после полной победы над СССР, страна должна была остаться единой, но максимально слабой, «дышавшей на ладан». Чтобы её никто не боялся, а она – боялась всех, чтобы единственно развитой промышленностью у неё была добывающая, и та была под контролем Запада. Чтобы армия была, но только для того, чтобы у марионеточного правительства была возможность справиться с оппозицией, которую такое положение страны на правах «прислужки» не устраивало.
В документе результат массированной «ядерной коррекции» описан так:
«В случае войны с Советским Союзом наша цель - проследить за тем, чтобы после её окончания никакому режиму на российской территории не было позволено:
- Сохранять военные силы в количестве, способном представлять угрозу любому соседнему государству;
- Пользоваться такой степенью экономической независимости, которая позволила бы осуществить восстановление экономического базиса и военной мощи без содействия западного мира;
- Отказывать в автономии и самоуправлении основным национальным меньшинствам;
- Сохранить какое-либо подобие нынешнего железного занавеса».
В то же время, о неизбежных человеческих жертвах в результате самой войны и последующего максимального ослабления, фактически – насильственного обнищания страны, сказано максимально коротко, конкретно и цинично:
«Поступая таким образом, мы можем не заботиться о том, куда полетит стружка».
Как видите, цели у наших «союзников» были абсолютно конкретные. И многие из них им удалось достичь, а некоторые и превзойти. Не применяя для этого ядерное оружие.