Юлия Новицкая: Твердой рукой
Космонавты должны уметь вручную стыковать не только «Союз», но и грузовик.
Обычно это происходит в автоматическом режиме. Но если случается какая-то нештатная ситуация, наши покорители Вселенной должны тут же взять управление в свои руки - в прямом смысле.
В истории отечественной пилотируемой космонавтики бывали разные случаи. Геннадий Падалка в 2009 году, Александр Калери в 2010-м и Сергей Рыжиков в 2021-м стыковали грузовики вручную. Успешно.
Да, нештатные ситуации иногда случаются. Застраховаться от них невозможно. В феврале 2021 года «Прогресс» должен был причалить к модулю «Пирс». Но неожиданно отклонился от оси. Рыжикову пришлось перейти на ручное управление.
Когда космонавты тренируются на Земле, им приходится стыковать грузовики не только с разными узлами МКС - «Рассвет», «Пирс», «Поиск», «Звезда», но и проводить все эти операции и на свету, и в тени. Кроме того, им выдают разные вводные. Может пропасть изображение, или откажут ручные средства управления. Тогда нужно перейти на резервное питание, чтобы восстановить их работоспособность.
Кстати, если ручное управление не сработает, корабль, к сожалению, будет потерян, поскольку этот режим ТОРУ (телеоператорный режим управления) - последняя возможность для стыковки корабля со станцией.
В Центре подготовки космонавтов этому необычному навыку обучает инструктор по ручным динамическим режимам. Специалистов подобного профиля нет больше нигде. Готовят их здесь же. Обучение проводят старшие наставники. Как говорится, на личном примере.