Константин Воробьёв: Почему Аллу Пугачёву до сих пор не объявили «иноагентом»
Бывшая певица, а ныне – гражданка Израиля, достаточно чётко даёт понять, на чьей она стороне. Какое наказание её ждёт?
Однако, оказывается, тут всё далеко не так просто.
ЧТО ПИСАЛА ПУГАЧЁВА О ДЕЙСТВИЯХ РУКОВОДСТВА РОССИИ
О современном положении дел и о текущем конфликте Алла Борисовна Пугачёва отзывается крайне редко. Лучше было бы, разумеется, вообще молчать, хотя бы под тем предлогом, что политика и война – не та сфера, в которой деятели искусства должны хорошо разбираться и что людям, которых слушают многие поклонники следует весьма ответственно подходить к своим словам. Тем не менее, время от времени Пугачёва «кидает» в народ буквально одну-две фразы, в которых чётко просвечивается её позиция.
Впервые бывшая «примадонна» «отметилась» постом, который можно было бы назвать «социально-политическим», 18 сентября 2022 года, через 2 дня после того, как Министерство юстиции РФ включило её мужа, Максима Галкина*, в список «физических лиц иностранных агентов». Тогда, ещё до официального отъезда из России в Израиль, она написала в своих соцсетях:
«Прошу зачислить меня в ряды иноагентов моей любимой страны, ибо я солидарна со своим мужем, честным, порядочным и искренним человеком, настоящим и неподкупным патриотом России, желающим Родине процветания, мирной жизни, свободы слова и прекращения гибели наших ребят за иллюзорные цели, делающие нашу страну изгоем и утяжеляющие жизнь наших граждан».
Разумеется, такое её заявление не прошло незамеченным. Значительная часть россиян обвинили бывшую певицу в предательстве Родины. В ответ уже 4 октября Пугачёва «отметилась» знаменитыми теперь словами о «холопах» и «рабах». На самом деле, её пост в запрещённой в России соцсети был несколько более объёмным. Без купюр он звучал так:
«Какое счастье, что меня ненавидят те люди, которых я всегда терпеть не могла. Если бы я им нравилась, это значило бы, что я пела и жила зря. Причина ясна. Пусть скрежещут зубами. Были холопами, стали рабами».
Лишь спустя неделю после этого Пугачёва объявила в той же соцсети, что покинула Россию и перебралась, вслед за мужем, в Израиль. Тут же она поблагодарила своих поклонников за любовь и поддержку, за умение отличать правду от лжи и сообщила, что молится за всех и о мире.
То есть, те, кто желает оправдать своего кумира, всегда могут сказать, что слова о «рабах» относятся не ко всем россиянам, которые поддерживают политику страны, а лишь к тем, кто вступил с Пугачёвой в спор. Тем более, что спустя год она сама объяснила эти слова именно так:
«Смешно и грустно наблюдать за кучкой оголтелых недоличностей, завистников и клеветников. Вы такие забавные! Кстати, именно вас я назвала рабами и холопами, народ-то в данном случае ни при чем, он заложник нынешней ситуации. Я люблю его и жалею, а вы своими хамскими высказываниями в мой адрес, абсурдными вымыслами и наглым враньём пытаетесь оттолкнуть от меня людей, для которых я всю жизнь жила и пела, жертвовала своим здоровьем и личной жизнью».
Покинув Россию она надолго покинула и публичную политику. И следующий пост, который можно было бы отнести к этой сфере, опубликовала лишь в марте этого года, через несколько дней после трагедии в «Крокус-Сити-Холл». Тогда многие удивлялись упорному молчанию бывшей «звезды» эстрады, которая ни словом не обмолвилась о трагедии, будто её и не было. На что она ответила весьма странно:
«Скорбь должна быть в душе, а не в соцсетях»
Словно бы одно исключает или обесценивает, обнуляет другое. Словно пострадавшие, семьи пострадавших, дети, оставшиеся без матерей, родители, потерявшие детей, не нуждаются в словах поддержки, в сочувствии, в реальном понимании того, что они со своим горем не остаются один на один и что вокруг них – тысячи людей, готовых это горе с ними разделить и взять на себя его частицу.
И опять, после многомесячного молчания Алла Борисовна прокомментировала почему-то не нападение на Курскую область, где пострадало немало мирных граждан, а разрушение одного из корпусов киевской больницы.
«Бог терпелив, но всему есть предел».
Так женщина, которая когда-то пела и была настоящим идолом для многих и многих россиян, подписала фотографию с раненой девочкой, которой врачи оказывают экстренную помощь. И тут она почему-то не стала хранить скорбь в душе, как писала после «Крокуса», а именно транслировала её в соцсеть. Логика, мягко говоря, странная…
КТО ТАКИЕ «ИНОАГЕНТЫ»
Все эти странные высказывания привели к тому, что всё больше людей стали задаваться вопросом и задавать вопрос: а почему, действительно, в отличии от Галкина*, Алла Борисовна так до сих пор и не включена в список «иноагентов»?
Давайте разберёмся.
Термин «Иностранный агент» в России был введён в 2012 году. Однако долгое время таковыми признавали только организации, получавшие финансирование из-за рубежа. Только начиная с апреля 2022 года в список начали вносить физических лиц.
Официально это делается со ссылкой на Федеральный закон от 2012 года «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации».
На сегодняшний день в список «иноагентов» включено 460 граждан России. Не гражданина страны таковым признать, по тому же закону, нельзя. Этим мы сильно отличаемся от тех же США, в которых закон об иноагентах был принят ещё в 1930-х, и где под этот термин может попасть любой.
В частности, там «иноагентом» в 2018 году признали Марию Бутину, ни разу не гражданку США, просто проходившую тогда в Штатах обучение в Американском университете по специальности «кибербезопасность» и «международные отношения». Там её не просто включили в какой-то список, как это делается у нас, но реально посадили в тюрьму, где она провела 18 месяцев.
У нас же о таком наказании для иноагентов речи не идёт. Основная их потеря – репутационная, ибо после получения сего статуса им вменяется в обязанность все свои «творения» сопровождать следующим комментарием (написанным большими буквами!):
«НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЁН, РАСПРОСТРАНЁН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ (ИМЯРЕК) ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА (ИМЯРЕК)»
А все упоминания о них в СМИ должны сопровождаться пометкой о том, что данное лицо «включено в список иноагентов».
Что же касается материальных «минусов», то получившие статус «иноагента» вместе с этим теряют возможность получения должности в органах государственной власти, теряют право на участие в выборах, на доступ к гостайне, на ведение образовательной деятельности, на упрощённую систему налогообложения, на получение государственных грантов и дотаций и прочее подобное.
При этом, основные права гражданина России на труд, на бесплатное медицинское обслуживание, на свободу слова, на бесплатное образование и так далее, у них остаются в неприкосновенности. И никто не имеет права их, например, уволить, или заблокировать их канал на основании того, что они являются «иноагентами». В том же Дзене масса каналов ведётся иноагентами, и никто их деятельности не препятствует (если она не нарушает законов Российской Федерации). Как пример – Дзен канал иноагента Ильи Варламова.
ГЛАС НАРОДА
С требованием объявить Пугачёву «иноагентом» выступают не только простые россияне, но и депутаты парламента. Так, после последней публикации, Первый заместитель председателя комитета Государственной Думы по обороне Алексей Журавлёв сказал журналистам:
«В связи с этим, конечно, Пугачёву давно уже пора признать иноагентом и лишить всего имущества в Российской Федерации, как это положено, за дискредитацию Вооружённых сил РФ и работу на западную пропаганду».
Его поддержал лидер общественного движения «Ветераны России» Ильдар Резяпов, заявивший в интервью:
«Мы неоднократно выступали за признание Аллы Пугачёвой иноагентом и конфискацию её имущества в России... Они с мужем иноагентом Максимом Галкиным* два сапога пара и должны ответить перед российским правосудием. Вместо поддержки … эти деятели занимаются интригами и инсинуациями. Вероятно, отрабатывают заказ, играют определённую роль против России».
ПОЧЕМУ ЭТО СДЕЛАТЬ НЕЛЬЗЯ
Тем не менее, как бы того не требовала общественность или чиновники, объявить Пугачёву «иноагентом» пока никто не может. Даже несмотря на её личное «заявление» с просьбой о вступлении в ряды «иноагентов». Дело тут не в личных предпочтениях или пристрастиях кого бы то там не было в правительстве, Парламенте или Администрации Президента, вовсе нет. А в том, что это сегодня не позволяет сделать тот же закон об «иноагентах».
Хорошо объяснил этот вопрос в разговоре с журналистами «Пятого канала» Вице-президент коллегии адвокатов Москвы Аркадий Завалько:
– Чтобы понимать вероятность получения статуса иностранного агента, – объяснил он, – нужно знать, что это такое. Иноагентство подразумевает получение финансовой поддержки из-за рубежа, иноагент находится под иностранным влиянием, занимается политикой, распространением информации о военных действиях. Проще говоря, иноагенты – лоббисты интересов других государств и люди, пытающиеся повлиять на политическую обстановку в стране, - прояснил он.
Иными словами, для включения в список иноагентов необходимо доказать наличие финансовой поддержки от другого государства или гражданина другого государства. В обмен на лоббирование интересов этого другого государства.
В случае с Максимом Галкиным* это доказывается легко: за рубежом он зарабатывает тем, что даёт регулярные концерты, на которых, мягко говоря, критикует Россию. Это уже можно справедливо назвать «зарубежным финансированием» и «продвижением антироссийских идей», так что тут статус «иноагенты» напрашивается сам собой.
А вот в случае с его супругой всё обстоит значительно сложнее.
– Если деятельность Аллы Борисовны, – комментирует ситуацию Завалько, – финансируется со стороны иностранного государства или если она получает преференции, продолжая высказывать своё мнение, направленное против интересов РФ, пытается их в чем-то убедить, дискредитирует ВС РФ, то основания для признания её иноагентом имеются.
Но факт состоит в том, что ничего этого певице пока приписать нельзя. Концерты она не даёт, живёт «на свои накопленные» (заработок мужа здесь не в счёт), никакими преференциями не пользуется, и даже высказывается, что бы мы не говорили, крайне осторожно.
Обратите внимание: ни в одном из её высказываний нет никакой конкретики, и понимать их можно даже не двояко, а трояко, и даже четверияко. Тот же пост о пределе Божьего терпения можно отнести, например, к администрации государства, отказывающейся от мирных переговоров. Или к НАТО, поддерживающему конфликт. Там нигде нет слов «Россия», «Путин» и так далее. А раз слова нет – нет на него и суда, хотя, конечно, всем понятно о чём реально идёт речь.
Поэтому очень хорошо на пост бывшей певицы ответила Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова. Которая в своём Telegram-канале написала:
«Бог без советов Аллы Борисовны Пугачёвой разберётся — не Тимошка, видит немножко».
Когда-то Пугачёва сказала о Высоцком, что тот, даже не получив официального звания «народный артист», в душах народа является именно таковым. Так же теперь можно сказать и о её праве на неофициальное, но народное звание «иноагента».
* Внесён в список иноагентов