Юлия Новицкая: Полеонили и хватит
Россияне Олег Кононенко и Николай Чуб не так давно снова «леонили»
Но термин как-то не прижился. Специалисты ракетно-космической отрасли, говоря о работах за бортом станции, чаще употребляют ВКД - внекорабельная деятельность. Хотя в разговоре можно услышать и просто «выход»: подготовка к выходу, отработали выход, запланирован выход…
Однажды мне довелось примерить выходной скафандр, вернее, войти в него. Да, специалисты говорят именно так.
Итак, я подошла к открытому скафандру. Села на обрез, ноги вставила в оболочки ног, затем просунула руки и голову в объемы кирасы и самостоятельно закрыла его. Все! Но это все легко сказать, а вот проделать…
Мне выдали комплект белого хлопкового нательного белья, носки, перчатки, подшлемник. В КВО (костюм водяного охлаждения - о нем я уже как-то рассказывала в своей авторской колонке) облачилась самостоятельно, помогли застегнуть только какие-то ремни. Затем шлем с подшлемником и все - заходи в скафандр. Самостоятельно провернуть - та еще затея. Помогали аж трое специалистов.
На станции же ребятам приходится все это делать самим, да еще в условиях невесомости. Но я не на станции, а на Земле. Подключили связь, вентиляцию, закрыли скафандр, немного наддули его - всего 0,4 атмосферы.
Что сказать? И заходить в него, и пытаться что-то делать руками в перчатках, даже просто перестегивать карабины - невероятно трудно. Руки устали быстро, хотя я «поработала» ими всего несколько минут. А представьте семь - восемь часов непрерывно выполнять различные действия и операции…Самостоятельно выбраться из «Оралана» уставшая тем более не смогла, пришлось подключать двух человек. А космонавты на МКС отработали в очередной раз в космосе на отлично.