Валерий Чумаков: А Президент-то – ненастоящий!
Отказ от Президентских выборов в Незалежней может отразиться политическим кризисом и даже госпереворотом.
Дело в том, что, согласно Конституции Украины, Президент страны избирается сроком ровно на пять лет. Не примерно на пять, не на 5-6 и даже не на 5 - 5,25. Нет. строго на пять. Раньше срока он может полномочия сложить. По болезни, по импичменту, по собственному желанию. Наконец – по кончине. Но вот больше – только через новые выборы.
Да, военное положение даёт возможность отказаться от выборов, но срок действия полномочий оно не продлевает. Инаугурация Владимира Зеленского состоялась 20 мая 2019 года, следовательно, срок его полномочий истекает 20 мая 2024-го. А 21-го мая он уже должен стать экс-президентом.
Теоретически, опять же, исходя из Конституции, он должен передать бразды правления спикеру Верховной Рады Руслану Стефанчуку, который должен «исполнять обязанности президента в его отсутствие». Конечно, такое не произойдёт, и сторонники Зеленского уже заявили, что, опять же по Конституции, полномочия старого Президента прекращаются ровно после того, как новый примет присягу. А раз нового нет, то старый может тянуть свою лямку ещё неограниченно долго, пока новый не появится и не присягнёт стране на верность.
И этот их тезис уже подтвердил ЦИК Украины (попробовал бы не подтвердить!), постановивший, что даже после завершения срока Зеленский останется легитимен.
Тем не менее, несмотря на все эти заявления, легитимность эта после 20 мая будет под очень большим вопросом. И ладно, если бы у действующего Президента в Раде было бы подавляющее большинство, так ведь нет. В последнее время её депутаты стали всё больше и чаще противиться действиям «национального лидера»: они не голосуют за нужные ему законопроекты, в частности – о мобилизации и о двойном гражданстве (после принятия которого можно будет присваивать украинское гражданство иностранным наёмникам и так далее), а многие даже готовы отказаться от мандатов. Об этом 20 марта заявили несколько десятков депутатов Верховной Рады, и это депутаты не от какой-нибудь «Партии регионов» или «Оппозиционной платформы – За жизнь», нет, это члены президентской партии «Слуга народа»!
Причина – пренебрежительное отношение Зеленского к Парламенту, решение ограничить им выезд за границу, кроме того, депутаты считают, что принятие резонансных законопроектов о мобилизации и запрете Украинской православной церкви Московского патриархата создает угрозу их жизням. По словам экс-депутат Рады V–VII созывов Владимира Олейника: «Зеленский им буквально говорит: «Я вас привел, и я имею право говорить, за что вам голосовать, а вы должны жать на кнопки». Но у депутатов есть свои группы интересов, в том числе и интересы избирателей. И вот таким способом, нехваткой голосов, депутаты дают сигнал: давайте договариваться. Сейчас можно говорить, что Зеленский потерял «контрольный пакет» в парламенте: за него лишь 150–160 депутатов из 401».
Кроме того, Президент стремительно теряет поддержку и у населения страны. По опросам, сразу после того, как он отправил в отставку главкома ВСУ Владимира Залужного, его рейтинг доверия в одночасье рухнул на 13%, с 77% до 64%.
Импичмента, конечно, не будет, за него необходимо собрать ¾ голосов депутатов, и Зеленскому в критической ситуации недорого будет стоить купить несколько десятков, чтобы они просто отказались голосовать.
Но сложностями с легитимностью после 20 мая наверняка попытаются воспользоваться лица, мечтающие о смене власти. И поэтому многие эксперты уже сейчас открыто заявляют, что ждут в этот период провокации, в том числе – с участием депутатов от фракции «Слуга народа». Возглавить эту компанию может, например, депутат от Партии «Европейская справедливость» Пётр Порошенко, которого Зеленский некогда собирался, да так и не посадил в тюрьму.
Ещё одним «главой хунты» вполне может стать пользующийся большой популярностью среди населения и огромной – среди военных Валерий Залужный. «Если Залужный объявит себя военным диктатором, – считает политолог Василий Стоякин, – то вертикаль власти тут же переориентируется на него. Если за ним пойдет армия и он, пребывая даже где-нибудь во Львове, провозгласит себя верховным правителем, то и без большой стрельбы с вероятностью 80% значительная часть управленческой элиты сразу переориентируется на него. А если Залужного поддержат западные посольства, хотя бы на уровне «мы не вмешиваемся, это внутренние дела Украины», — этого будет вполне достаточно для госпереворота». И ведь с ним сложно не согласиться.
Так что, истечение полномочий 20 мая это, конечно, юридическая формальность. Но странно, если в сегодняшней ситуации, когда Украина терпит одно поражение за другим, когда реки западной помощи превращаются в ручьи, когда всё больше голосов призывают Украину сесть за стол переговоров, никто не попытается этой формальностью воспользоваться не формально.