Юлия Новицкая: Вдавливает в кресло, лицо расплющивается
Одни из самых опасных и сложных моментов в полете - этапы выведения и спуска
За историю пилотируемых полетов ни один экипаж «Союза» не переходил на ручной спуск. Но каждый космонавт должен быть готов к подобной нештатной ситуации. Тренировки по управляемому ручному спуску отрабатывают на специализированном тренажере на базе центрифуги ЦФ-18 (диаметр вращения восемнадцать метров, вес больше трехсот тонн) в Центре подготовки космонавтов. Проходят тренировки устойчивости космонавтов к перегрузкам на разных этапах полета, проводят медобследования. Но сейчас речь о ручном спуске.
Обычно перегрузки в процессе подобной тренировки не превышают 4,7 единицы. Я видела фото и видео космонавтов. Здесь даже говорить ничего не надо, и так сразу понятно, что они не из легких - лицо расплющивается, тебя вдавливает в кресло. Хотя при подготовке легких-то и не бывает.
Я как-то поинтересовалась, в каком случае командиру корабля нужно будет перейти на ручной спуск. И услышала - при внеатмосферном промахе. Это разница между расчетным временем входа в атмосферу и фактическим. Задача командира экипажа в случае, когда происходит сбой автоматики, взять управление кораблем на себя и постараться посадить аппарат как можно ближе к расчетной точке приземления, при этом не превысив допустимые перегрузки.
Во время тренировки космонавт при помощи ручки управления спуском контролирует аппарат. Таким образом он может регулировать уровень перегрузки и дальность точки посадки.
Дай бог, конечно, чтобы эти умения на практике ребятам не пришлось применять! Пусть оценку «отлично» они получают только на тренировках, а в жизни возвращаются на Землю штатно, в автоматическом режиме.