Юлия Новицкая: Кулибины на орбите
Экипажи «Союзов» за время подготовки к космическому полету отрабатывают огромное количество нештатных ситуаций.
Когда я брала интервью у Героя России Василия Циблиева, он рассказывал, что во время его второго полета на долю экипажа выпало огромное количество нештатных ситуаций. Это, наверное, был абсолютный рекорд в пилотируемой космонавтике. Только на корабле за двое суток полета их было восемнадцать. И ведь это была не тренировка, а реальность, где промедление или ошибка могли означать гибель. Когда же они прилетели на станцию, нештатные ситуации посыпались как из рога изобилия.
Не все из случившихся предварительно во время подготовки моделировали на Земле. Произошла разгерметизация теплоносителя системы терморегулирования, и ядовитые пары этиленгликоля пошли внутрь станции. Надышались космонавты порядочно. Но нужно было устранять неполадку. А для этого - распустить так называемый рукав (связка кабелей толщиной с человеческое бедро) и при этом ничего не нарушить. А это не так-то просто, да еще и без специальных инструментов. Пришлось им поработать Кулибиными - Циблиев приспособил маникюрные ножницы и заточенную железку: «резал почти три метра - думал, что пальцы сотру до костей. Хотя так в принципе и получилось. Нож использовать категорически нельзя, слишком велика опасность повредить что-то. И тогда новый отказ и очередная нештатка».
У ребят не было права на ошибку. Ведь если бы они что-то где-то недоделали, пропустили, это могло иметь серьезные последствия не только для тех, кто был на орбите, но и для следующего экипажа, и для станции в целом. Вот и приходилось изобретать велосипед из подручных средств. Они не могли заказать Земле необходимые инструменты и ждать, пока грузовик их доставит. Слишком много поставили на кон.