Юлия Новицкая: Мое сердце остановилось
Нештатные ситуации, к сожалению, происходят во время пилотируемого запуска.
Был вечер пятницы. Василий Павлович Мишин работал один в своем кабинете, секретаря уже не было. Прочитав заявление, он поднял глаза на Соловьева и спросил: «В космонавты собрался? А где слова, что хочешь отдать жизнь?» А Владимир отвечает: «А я вообще-то не хочу жизнь отдавать. Я в космос хочу слетать по делу и обязательно вернуться!»
Российские «Союзы» считают самыми надежными кораблями. И заслуга этого - гениальные и в то же время простые королёвские идеи. На любом отрезке экипаж должен спастись!
Нештатные ситуации, к сожалению, происходят во время пилотируемого запуска. Застраховаться от этого невозможно. Сохранить жизни членам экипажа в такие моменты помогает САС - система аварийного спасения. Всего в истории отечественной пилотируемой космонавтики подобное было трижды. Космонавты остались живы, и это самое главное.
Первый раз это случилось в 1975 году. Перегрузки, которым подверглись Василий Лазарев и Олег Макаров, были намного выше тех, что выдавали на тренировках. Достигали двадцати g. Лазарев рассказывал, что на несколько секунд перегрузка выросла до безумных 26 g. У ребят зафиксировали отказ зрения и остановку сердца. Но тренированные организмы выдержали. И ребята спаслись.
Вторая авария случилась в 1983 году. Пожар ракеты-носителя начался за несколько секунд до старта. Система отработала на отлично, уведя аппарат из опасной зоны. Владимир Титов и Геннадий Стрекалов испытали перегрузки от четырнадцати до восемнадцати единиц. Их ракета тогда развалила первую площадку - знаменитый гагаринский старт. Ее восстанавливали потом полтора года.
В 2018 году система снова отработала на высшем уровне, и экипаж Алексея Овчинина остался жив. Ник Хейг стал первым американским астронавтом, спасшимся в результате аварии.