Павел Родионов: Неизбежная закономерность
Боевые действия в зоне СВО, и это уже не секрет, выявили, скажем мягко, ряд проблем в вооружении, которым была изначально оснащена наша армия.
Дело в том, что основную массу вооружений, и так было во все века, конструкторы создают в мирное время в расчете лишь только на предполагаемый характер будущей войны. Но боевая действительность нередко опровергает конструкторскую предвариловку и заставляет в пожарном порядке или модернизировать под огневую реальность созданные образцы, а то и просто от них отказаться.
Пример – Великая отечественная война. Авиация. Из советских истребителей, с которыми наши ВВС встретили грозное 22 июня 1941 года, до победного мая 1945-го долетел лишь Як-1, да и тот в сильно модернизированной версии. Остальных, отправили в утиль, заменив на новые, продвинутые машины, способные на равных практически сражаться с Люфтваффе.
Аналогичную метаморфозу пережили и танковые войска. Машины, штурмовавшие Берлин это был уже не тот, извините, клоповник из по сути легких танкеток, с которыми мы начинали войну и которые практически полностью, тысячами, были выбиты или брошены на обочинах дорог в 1941-м. Даже легендарный Т-34 сохранил от тех времен только название. Но это была уже совершено другая машина – с гораздо более мощной пушкой, броней и надежным двигателем.
А бывают и обратные примеры – когда ранее отвергнутый образец в спешном порядке снова ставят в строй. Накануне Великой Отечественной конструкторы создали чудо-пушку ЗИС-2. Она опередила свое время и за это поплатилась. Броню в 100 мм. она прошивала как шило бумагу. Но таких «толстых» танков в мире тогда не было вовсе. Ее мощность посчитали избыточной и сняли с производства. А вспомнили только в 1943-м к Курской дуге, когда выяснилось вдруг: у нас нет противотанковых пушек, способных адекватно бороться с появившимися у вермахта «Тиграми».
Похожую реинкарнацию уже в наши дни пережил танк Т-80. Рожденный в Ленинграде, он предназначался как раз для борьбы с основным западным зверинцем – «Леопардами», «Абрамсами», «Челленджерами». Для натовских стратегов он был сущим кошмаром – остановить наступление лавины Т-80, поддержанное авиацией, было бы невозможно. Но в новой России его посчитали слишком дорогим и сложным, в отличие от Т-72, который и стал в войсках РФ основным, хотя в советской доктрине он рассматривался, как танк второго эшелона. Производство Т-80 свернули. До наших дней в строю дотянули лишь несколько сотен машин.
На что способен «восьмидесятый» в реальном бою показал ставший легендарным экипаж «Алеши». В одиночку практически разгромивший колонну ВСУ из западной техники. И спохватившись, тут заговорили о необходимости возобновления производства Т-80.
Ах, да – беспилотники, куда же сегодня без них. В начале это была проблемища. Хотя СССР в свое был в этой области мировым лидером – один полет «Бурана» чего стоил. Но потом беспилотную тему просто задвинули. «А зачем они нам, если у нас есть первоклассные летчики, способные решить любую задачу», - так еще лет десять считали генералы в руководстве ВВС. Время доказало, что они ошибались. Летчики, безусловно, способны, если прикажут, но зачем рисковать человеческой жизнью там, где задачу может беспилотный аппарат, который, к тому же на несколько порядков дешевле самолета. Ничего – догнали.
Сегодня наши «Ланцеты», и не только они, кошмарят всушников и днем и ночью. Смогли. Сделали, потому что стало надо. И так во всем – спринтерскими темпами, которых от нас ну никак не ожидали на Западе, модернизируем или создаем принципиально новые образцы вооружений, которые предрешат исход противостояния на передовой.
Победа будет за нами.