Леонид Слуцкий: Судьба Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний как зеркало отношений РФ - США
Россия ядерную доктрину не меняет, но будет исходить из принципов паритета и взаимности.
И здесь главный посыл, в первую очередь, нашим американским визави.
23 года российская сторона ждет от Конгресса США ратификации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ), который упоминался Владимиром Путиным накануне на Валдае. Россия ратифицировала ДВЗЯИ еще 27 мая 2000 года при заверениях американских тогда еще партнеров во встречных шагах. Но воз и ныне там.
Более того, во времена администрации 45-го Президента США Дональда Трампа позиция в отношении необходимости ратификации Договора была пересмотрена с последующими заявлениями о готовности, «если потребуется», «возобновить ядерные испытания». Объяснялось это не только целями поддержания безопасности, но и «обеспечения эффективности ядерного арсенала США». Пришедший к власти в январе 2021 года президент США Джо Байден эти заявления в отношении ДВЗЯИ не дезавуировал. Подвижек к его ратификации в американском Конгрессе также не наблюдается.
Мы исходим, прежде всего, из соображений «зеркальности» в отношениях с Вашингтоном, о чем и сказал Президент России Владимир Путин. Совет Думы на одном из ближайших заседаний готов рассмотреть вопрос об отзыве ратификации по ДВЗЯИ, сообщил в свою очередь Председатель Госдумы Вячеслав Володин.
По юридическо-правовой части: после проведения соответствующих национальных законодательных процедур (потребуется принятие отдельного федерального закона о признании утратившим силу решения от 2000 года) Россия уведомит Генерального Секретаря ООН, являющегося депозитарием по ДВЗЯИ, об отзыве ратификационной грамоты.
Речь идет о соблюдении национальных интересов России в сфере безопасности. Тем более, даже если будет принято решение по отзыву ратификационной грамоты, на судьбу самого Договора это никак не повлияет в текущий момент. ДВЗЯИ так и не вступил в силу, в том числе из-за того, что не был ратифицирован рядом стран. Среди них США, Китай, Египет, Израиль и Иран.
При этом особо обращаю внимание на то, что российская сторона никакого решения по выходу из моратория 1992 года на ядерные испытания не принимает. И уже точно оно не следует из возможного отзыва ратификационной грамоты по Договору.